Меньшова Елена Александровна, воспитатель МБДОУ №44
Технология «Сказка как средство развития речи детей дошкольного возраста»Что такое сказкотерапия? Первое, что приходит в голову, — лечение сказками. Знание испокон веков передавалось через притчи, истории, сказки, легенды, мифы. При чем же здесь лечение? Знание сокровенное, глубинное, не только о себе, но и об окружающем мире, безусловно лечит. Когда говорят о том, что сказкотерапия — это лечение сказками, имеют в виду совместное с ребенком открытие тех знаний, которые живут в душе и являются психотерапевтическими. Форма метафоры, в которой созданы сказки, наиболее доступна для восприятия ребенка. Это делает ее привлекательной для работы, направленной на коррекцию, обучение и развитие. Кроме того, работа со сказкой развивает личность педагога, создает невидимый мост между ребенком и взрослым, сближает родителей и детей. Сказкотерапия — это процесс поиска смысла, расшифровка знаний о мире и системе взаимоотношений в нем. В сказках можно найти полный перечень человеческих проблем и образные способы их решения. Часто это позволяет найти нужное решение в жизни. Сказкотерапия — это процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни. Это процесс переноса сказочных смыслов в реальность. Ребенок, находясь в сказке, взаимодействует со многими сказочными героями и, как в жизни, ищет пути решения проблем, которые встают перед ним. Для детей сказки связаны с волшебством, а волшебство — это и превращение. В сказке — реальное, а в жизни — не всем заметное. Волшебство происходит внутри нас, постепенно улучшая окружающий мир. Конечно, сказкотерапия — это еще терапия средой, особой сказочной обстановкой, в которой могут проявляться потенциальные части личности, нечто нереализованное. Так что же такое сказкотерапия? Созерцание и раскрытие внутреннего и внешнего мира, осмысление прожитого, моделирование будущего, процесс подбора каждому ребенку своей особенной сказки. За последнее десятилетие увеличилось количество детей с нарушениями речи. Характер речевых патологий стал сложнее. Зачастую он имеет комбинированную форму, когда у ребенка одновременно нарушаются речь, развитие высших психических функций, состояние общей и мелкой моторики, ориентирование в пространстве, эмоционально-волевая сфера, творческая активность. Эти нарушения, если их вовремя не исправить в детском возрасте, в дальнейшем вызовут трудности общения с окружающими, что не даст детям в полной мере раскрыть свои природные, интеллектуальные способности, и речевые возможности. Сказкотерапия и развитие речи Актуальность Наблюдая за детьми в процессе игры, на занятиях, в свободной деятельности, можно заметить, что там, где не надо вовлечь свое внимание, память, т. е. на непроизвольном уровне, дети раскрепощаются, легко перевоплощаются в любимых и близких по духу героев сказок, любят фантазировать, живо и образно стремятся выразить свою мысль. Перевоплощаясь, дети легко и непринужденно решают сказочные задачи, проявляя индивидуальное творчество. Опираясь на свой опыт, я заметила, что на развитие речи плохое влияние оказывают различные страхи у детей. Страхи повышают тревожность, что ведет к понижению самооценки и выражается в нежелании общаться, проявлять свои способности. Работая в логопедической группе, я также заметила, что у детей при ряде речевых нарушений отмечаются выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, отклонения в развитии движений пальцев рук, так как движения пальцев рук тесно связаны с речевой функцией. Исходя из вышесказанного, я построили свою работу с детьми по сказкотерапии на развитие речи и творческой активности ребенка дошкольного возраста. Целью сказкотерапии является снижение агрессивности у детей, устранение тревожности и страхов, развитие речи, эмоциональной саморегуляции и позитивных взаимоотношений с другими детьми. На первый взгляд использование сказкотерапии в работе с детьми малозаметно. Но именно сказка, готовит почву для снятия эмоционального напряжения и для последующего развития речи ребенка. Задачи сказкотерапии 1. Развить речь детей с помощью: предсказывания сказок; рассказывания сказок от третьего лица; группового рассказывания сказок; рассказывания сказок по кругу; сочинения сказок. 2. Выявить и поддержать творческие способности. 3. Снизить уровень тревожности и агрессивности. 4. Развить способности к эмоциональной регуляции и естественной коммуникации. 5. Развить умение преодолевать трудности и страхи. 6. Формировать навыки конструктивного выражения эмоций. 7. Укрепить союз «Ребенок — Родитель — Педагог». Актуальность технологии заключается в том, что сказки, – естественная составляющая повседневной жизни детей. В данной технологии представлены: перспективные направления работы с детьми старшей и подготовительной групп, составлен тематический план. Приложение 1
Построение развивающей среды.
Для развития самостоятельного творчества и речи детей большое значение имеет организация среды. Мы старались создать такие условия в группе, чтобы дети могли реализовывать свои желания, действовать, развивать фантазию, а следовательно, и речевую активность. В самостоятельной художественно - речевой деятельности я использую игрушки для настольного театра (объемные, мягкие, плоскостные, элементы декораций), би-ба-бо, пальчиковый, теневой, магнитный театры, шапочки-маски, костюмы в уголке ряженья, ширмы для кукольного театра, набор аудиосказок «Антикапризин», «Доброта» для прослушивания сказок, классической музыки, направленной на релаксацию. Для развития речи и творчества важна не только сама среда, но и то, как ее воспринимает ребенок, так как обучение творчеству возможно только в совместной деятельности ребенка и взрослого и в комфортном для ребенка состоянии. Основные этапы работы
I. Подготовительный этап
· Диагностика детей На данном этапе проводилась диагностика детей по выявлению уровня тревожности и самооценки, поскольку это важные факторы, которые влияют на развитие речи дошкольников. Для определения влияния самооценки и уровня тревожности была проведена диагностика в начале и конце года. Цель диагностики - изучение позитивного влияния сказкотерапии на речь дошкольников. В ходе проведения диагностики были решены следующие задачи: выявлены уровень самооценки детей и состояние тревожности в начале и конце года; уточнены особенности самооценки, имеющиеся проблемы, выяснено представление о счастье и несчастье детей; выявлено отношение ребенка к семье (рисуночный тест); произведен анализ результатов; произведено сравнение результатов с гипотезой. Приложение 2
· Ознакомление родителей с технологией сказкотерапия. Родителям были представлены результаты диагностики детей, целесообразность использования технологии «Сказкотерапия», план работы с детьми. II. Основной этап Работа со страхами детей В работе с психокоррекционными сказками особое внимание уделялось страхам детей (по просьбе родителей). Психокоррекционные сказки создаются для мягкого влияния на поведение ребенка. Не все сказки обсуждались в группе после прочитывания, иногда мы давали возможность ребенку побыть наедине с собой и подумать. При помощи этого вида сказок решались проблемы темноты, хвастовства, детских капризов, навязчивых вопросов. На этом этапе давались такие задания, как придумывание новых эпизодов к сказкам, рассказы о любимых игрушках, дополнение неоконченных историй и сказок. Пальчиковые игры На этом этапе работы большое внимание уделялось мелкой моторике пальцев рук. Дети, находясь в сказке, изображали животных, в повседневной жизни играли в различные пальчиковые игры. Психодинамические медитации и танцы Хотим остановиться на важных разделах своей работы, которые очень любимы и детьми, и взрослыми. К ним относятся психодинамические медитации и танцы. Психодинамические медитации — это вид медитаций, связанный с движениями, перевоплощениями, с развитием различного рода чувствительности, получением позитивного двигательного опыта. Например, находясь в сказочном лесу, дети изображают разных животных: лису, зайца, волка, медведя, птиц. Этот прием был также использован во время проведения утренней зарядки или как физкультурная минутка. Застенчивые дети чувствуют себя в такие минуты более свободными, уверенными. Танец — это телесное выражение различных эмоциональных состояний. Он раскрепощает и наполняет человека новой силой. Танцуя, ребенок начинает чувствовать свое тело и лучше владеть им. Наблюдая за тем, как дети танцуют, можно получить богатую информацию об их внутреннем мире. Дети все разные, и каждого надо понять. Один ребенок более склонен сочинять и рассказывать, другой не может усидеть на месте, и с ним нужно постоянно двигаться, третий любит что-то мастерить своими руками, четвертый обожает рисовать... Самостоятельное сочинение сказок и историй Составляя творческий рассказ или сказку, ребенку нужно самостоятельно придумать содержание, логически выстроить повествование, облечь в словесную форму, соответствующую этому содержанию. Такая работа требует большого запаса слов, композиционных навыков, умения точно передавать свой замысел. Всеми этими умениями ребенок овладевает в процессе систематического обучения, путем постоянных упражнений. При обучении детей рассказыванию использовалось несколько приемов. · Рассказывание новой или известной сказки от 3-го или от 1-го лица. · Групповое рассказывание сказок. Каждый участник группы по очереди рассказывает небольшой кусочек знакомой сказки. · Рассказывание известной сказки и придумывание к ней продолжения. Здесь последний ребенок, сидящий в кругу, должен закончить сказку, иначе она может продолжаться бесконечно. · Групповое придумывание сказки. Таким образом, разные формы рассказывания позволили обогатить речь детей: она стала более образной, дети стали легче и свободнее выражать свои мысли, улучшилась память, внимание стало более устойчивым, у детей развилась способность слушать другого, следить за ходом его мыслей и уметь встраивать свои собственные мысли и фантазии в контекст повествования. Наиболее интересные и оригинальные сочинения мы старались записать. Очень оживляло и стимулировало творческую активность детей прослушивание сказок собственного сочинения. Работа, конечно, не была бы столь плодотворной без помощи родителей. Они живо откликались на любую нашу просьбу: приобрели «волшебный цветок», благодаря которому дети перевоплощались в сказочных героев, изготовили «волшебный сундучок» в которой исчезают страхи детей (после рисования страхов дети складывали свои рисунки в «волшебный сундучок» в которой все страхи просто исчезали). Постоянно проводились консультации, оформлялись папки-передвижки. Все наши советы и пожелания не оставались без внимания. Такое творческое содружество («Ребенок — Родитель — Педагог») способствует дружбе, взаимопониманию, укрепляет доверие и уважение к работе педагога. Работа с родителями В ходе внедрения технологии с родителями были проведены консультации, оформлена наглядно – читаемая информация, где была дана информация о том, что такое сказкотерапия, какие проблемы она решает и что только в совместной деятельности ребёнка, родителей и педагога работа будет наиболее успешной.
Работа с педагогами. Педагогам были даны методические рекомендации, консультации, памятки по использованию «Сказкотерапии» в работе с детьми.
III. Заключительный этап
Диагностика С целью определения оценки эффективности использования технологии проведена диагностика. Результаты диагностики показали положительную динамику использования технологии «Сказкотерапии». В целом работа по сказкотерапии дала хорошие результаты: · повысилась самооценка у детей; · снизился уровень тревожности; · расширился круг общения; · дети научились фантазировать; · самостоятельно организовывают игры по сказкам; · речь стала более образной, выразительной; Кроме того, дети научились думать, уважать мнение друзей и прислушиваться к нему, вставать на место другого и видеть мир с разных сторон, стали более раскованы, свободнее вступают в контакт со взрослыми и со сверстниками. Итогом внедрения данной технологии на заключительном этапе в работе с педагогами и родителями стало проведение семинара – практикума «Использование сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста». Перспектива развития технологии «Сказкотерапии»: - использовать технологию в своей профессиональной деятельности; - обогащать наработанный материал методическими пособиями, дидактическими играми и т.д.; - оказывать помощь педагогам по использованию и внедрению технологии «Сказкотерапия», как основного источника развития речи дошкольников. Организация исследования Процедура проведения исследования В ходе исследования были использованы следующие методики: 1.Исследование самооценки по методу Дембо - Рубинштейна. 2.Тест тревожности для детей дошкольного возраста, разработанный американскими психологами Р. Телом, М.Дорки и В.Аменом. Приложение 2 Описание методик Методика исследования самооценки по методу Дембо – Рубинштейна. Настоящий метод прост, для его реализации необходимы лист бумаги и карандаши или фломастеры. На листе бумаги исследующий рисует вертикальную линию и сообщает испытуемому, что на верхнем полюсе находятся самые счастливые люди, а ниже — самые несчастные. Испытуемого просят обозначить карандашом свое место на линии. В беседе с ним уточняются особенности его самооценки, имеющиеся проблемы, выясняются представления о счастье и несчастье. Методика определения тревожности у детей дошкольного возраста, разработанная Р. Телом, М. Дорки и В. Аменом Для проведения обследования необходимо иметь 14 рисунков: каждый состоит из основного и дополнительного, находящегося под основным. Рисунки выполнены в двух вари антах: для мальчиков и для девочек. Рисунок представляет модель ситуации, типичной для жизни ребенка. Рисунки предъявляются ребенку в строго указанном порядке. Обследование проводится индивидуально с каждым ребенком. Все высказывания ребенка заносятся в протокол. На основании данных протокола вычисляется индекс тревожности (ИТ) ребенка. ИТ представляет процентное отношение эмоционально-негативных выборов (выбор печального лица) к общему количеству предъявляемых рисунков (14). ИТ = количество эмоционально-негативных выборов. Качественный анализ данных позволяет определить особенности эмоционального опыта ребенка в различных ситуациях, которые могут быть разделены на ситуации с положительной и отрицательной эмоциональной окраской и ситуации с двойным смыслом. При интерпретации данных тревожность, испытываемая ребенком в той или иной ситуации, рассматривается как проявление его отрицательного эмоционального опыта в той или аналогичной ситуации. Высокий уровень тревожности свидетельствует о недостаточной эмоциональной приспособленности ребенка к тем или иным жизненным ситуациям. Эмоционально-позитивный или эмоционально-негативный опыт косвенно позволяет судить об особенностях взаимоотношений ребенка со сверстниками, взрослыми в семье, в детском саду. Анализ результатов Для определения влияния сказкотерапии на самооценку детей проведены диагностические исследования в начале и в конце года. Шкала самооценки условно разделена на 3 части, где: 1 - высокая самооценка; 2 - средняя самооценка; 3 - низкая самооценка. Приложение3 Для того чтобы определить, влияет ли данная работа на уровень тревожности детей, были проведены исследования в начале и в конце года. По индексу тревожности дети условно разделены на 3 группы: 0-20% - низкий уровень тревожности, он соответствует цифре 1; 20-50% - средний уровень тревожности, который соответствует цифре 2; Свыше 50% - высокий уровень тревожности, который соответствует цифре 3 Анализ показателей тревожности, позволяет Приложение 4 Тематическое планирование работы по сказкотерапии в старшей логопедической группе №3. 2018-2019 год
Сентябрь. Тема: «В гостях у сказки». · Д/и «Узнай сказку по предмету». · Сочиняем сказку. · Занятие «Путешествие в сказку». Октябрь. Тема: «Мое настроение». · Занятие «Мое настроение». · Чтение отрывка из сказки Н.Абрамцева «Тише, пожалуйста». · Беседа «Наши тревоги». · Игра «Замри-отомри». Ноябрь. Тема: «Я и мои чувства». · Чтение отрывка из сказки Н.Абрамцева «Тише, пожалуйста». · Беседа по сказке. · Игра «Работа с чувствами». · ИЗО деятельность «Нарисуй, что дальше». Декабрь. Тема: «Правила саморегуляции и ненасилия». · Обсуждение действующих правил. · Упражнение «Цветок». · Упражнение на релаксацию. · Упражнение «Снежная баба». · Беседа «Копилка добрых дел». Январь. Тема: «Случаи из жизни и Копилка добрых дел». · Беседа «Случаи из Вашей жизни». · ИЗО деятельность «И весело и грустно». · Задание на дом «Сочиняем новую сказку». Февраль. Тема «Недовольство». · Чтение отрывка сказки «Морозко». · Занятие «Что посеешь, то пожнешь». · Тренинг «Как справиться со своими эмоциями». · Игра «Лошадки». Март. Тема: «Добро и зло живут в одной душе». · Игра «Покажи предмет руками». · Игра «лошадки». · Чтение пословиц. · Занятие «Волшебная страна чувств». Апрель. Тема: «Доброжелательность и смирение» (1 часть). · Чтение отрывка из сказки «Морозко». · Игра «Работа с чувствами». · Работа с пословицами. · Обсуждение ситуаций. Май. Тема: «Доброжелательность и смирение» (2 часть). · Чтение отрывка из сказки «Морозко». · Обсуждение прочитанного. · Задание: нарисовать, вылепить героя сказки. · Игра «Работа с чувствами». · Игра-театрализация. Тематическое планирование работы по сказкотерапии в подготовительной логопедической группе №3. 2019-2020 год Сентябрь. Тема: «В гостях у сказки». · Д/и «Угадай сказку по иллюстрации». · Игра-драматизация по сказке «Зимовье». · ИЗО деятельность «Раскрась героя сказки». · Чтение новой сказки.
Октябрь. Тема: «Претензии». · Обсуждение проблемных ситуаций. · Занятие «Душа живет любовью». · Игра «Лошадки». Ноябрь. Тема: «Что посеешь, то пожнешь». · Чтение любимых сказок. · Беседа «Назови любимого героя сказки». · Рассматривание иллюстраций к сказкам. · Занятие «Сказка про ёжика». Декабрь. Тема: «Новогодние сказки». · Чтение сказок о празднике. · Логическое задание в сказке («Умные сказки» Е.Синицына). · ИЗО деятельность «По мотивам сказок».
Январь. Тема: «Сочиняем сказку». · Беседа «Хорошо-плохо». · Сочини сказку по серии картинок. · ИЗО деятельность «Герой сказки». · Творческая работа по мотивам сказки (допиши сказку). Февраль. Тема: «Мой любимый сказочный герой». · Рассматривание иллюстраций к сказкам. · Чтение любимых сказок. · Творческая работа «Я начну, а ты продолжи». · Беседа «Назови любимого героя сказки». Март. Тема: «Герои знакомых сказок». · Беседа «Какие сказки я знаю». · Д/и «Кто больше назовет героев сказок». · ИЗО деятельность «Герой новой сказки». · Драматизация сочиненной сказки детьми. Апрель. Тема: «Герои знакомых сказок». · Д/И «Кто больше назовет героев сказок». · Беседа «Какие сказки я знаю». · Драматизация сочиненной сказки детьми. · ИЗО деятельность «Герой моей новой сказки». Май. Тема: «Суровый нрав не прав». · Игра «Лошадки». · Игра «работа с чувствами». · Схематические рисунки передаваемые эмоции человека. · Примеры детей из собственного опыта. · Тренинг «Как справиться со своими эмоциями».
18 февраля 2021 в 10:30
Прикреплённые файлы:Документ: Технология «Сказка как средство развития речи детей дошкольного возраста» Описание файла:Файл называется: diagnostika_lliqt.docx Это официальный файл организации «Меньшова Елена Александровна, воспитатель МБДОУ №44», в нём содержится Технология «Сказка как средство развития речи детей дошкольного возраста». Размер файла: 0,06 Мегабайт. Скачать файл
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.