Меньшова Елена Александровна, воспитатель МБДОУ №44

Технология «Сказка как средство развития речи детей дошкольного возраста»

Что такое сказкотерапия? Первое, что приходит в голову, — лечение сказками. Знание испокон веков передавалось через притчи, истории, сказки, легенды, мифы. При чем же здесь лечение? Знание сокровенное, глубинное, не только о себе, но и об окружающем мире, безусловно лечит.

Когда говорят о том, что сказкотерапия — это лечение сказками, имеют в виду совместное с ребенком открытие тех знаний, которые живут в душе и являются психотерапевтическими.

Форма метафоры, в которой созданы сказки, наиболее доступна для восприятия ребенка. Это делает ее привлекательной для работы, направленной на коррекцию, обучение и развитие. Кроме того, работа со сказкой развивает личность педагога, создает невидимый мост между ребенком и взрослым, сближает родителей и детей.

Сказкотерапия — это процесс поиска смысла, расшифровка знаний о мире и системе взаимоотношений в нем. В сказках можно найти полный перечень человеческих проблем и образные способы их решения. Часто это позволяет найти нужное решение в жизни.

Сказкотерапия — это процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни. Это процесс переноса сказочных смыслов в реальность.

Ребенок, находясь в сказке, взаимодействует со многими сказочными героями и, как в жизни, ищет пути решения проблем, которые встают перед ним.

Для детей сказки связаны с волшебством, а волшебство — это и превращение. В сказке — реальное, а в жизни — не всем заметное. Волшебство происходит внутри нас, постепенно улучшая окружающий мир. Конечно, сказкотерапия — это еще терапия средой, особой сказочной обстановкой, в которой могут проявляться потенциальные части личности, нечто нереализованное.

Так что же такое сказкотерапия? Созерцание и раскрытие внутреннего и внешнего мира, осмысление прожитого, моделирование будущего, процесс подбора каждому ребенку своей особенной сказки.

За последнее десятилетие увеличилось количество детей с нарушениями речи. Характер речевых патологий стал сложнее. Зачастую он имеет комбинированную форму, когда у ребенка одновременно нарушаются речь, развитие высших психических функций, состояние общей и мелкой моторики, ориентирование в пространстве, эмоционально-волевая сфера, творческая активность.

Эти нарушения, если их вовремя не исправить в детском возрасте, в дальнейшем вызовут трудности общения с окружающими, что не даст детям в полной мере раскрыть свои природные, интеллектуальные способности, и речевые возможности.

Сказкотерапия и развитие речи

Актуальность

Наблюдая за детьми в процессе игры, на занятиях, в свободной деятельности, можно заметить, что там, где не надо вовлечь свое внимание, память, т. е. на непроизвольном уровне, дети раскрепощаются, легко перевоплощаются в любимых и близких по духу героев сказок, любят фантазировать, живо и образно стремятся выразить свою мысль. Перевоплощаясь, дети легко и непринужденно решают сказочные задачи, проявляя индивидуальное творчество.

Опираясь на свой опыт, я заметила, что на развитие речи плохое влияние оказывают различные страхи у детей. Страхи повышают тревожность, что ведет к понижению самооценки и выражается в нежелании общаться, проявлять свои способности.

Работая в логопедической группе, я также заметила, что у детей при ряде речевых нарушений отмечаются выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, отклонения в развитии движений пальцев рук, так как движения пальцев рук тесно связаны с речевой функцией.

Исходя из вышесказанного, я построили свою работу с детьми по сказкотерапии на развитие речи и творческой активности ребенка дошкольного возраста.

Целью сказкотерапии является снижение агрессивности у детей, устранение тревожности и страхов, развитие речи, эмоциональной саморегуляции и позитивных взаимоотношений с другими детьми.

На первый взгляд использование сказкотерапии в работе с детьми малозаметно. Но именно сказка, готовит почву для снятия эмоционального напряжения и для последующего развития речи ребенка.

Задачи сказкотерапии

1. Развить речь детей с помощью:

предсказывания сказок;

рассказывания сказок от третьего лица;

группового рассказывания сказок;

рассказывания сказок по кругу;

сочинения сказок.

2. Выявить и поддержать творческие способности.

3. Снизить уровень тревожности и агрессивности.

4. Развить способности к эмоциональной регуляции и естественной коммуникации.

5. Развить умение преодолевать трудности и страхи.

6. Формировать навыки конструктивного выражения эмоций.

7. Укрепить союз «Ребенок — Родитель — Педагог».

Актуальность технологии заключается в том, что сказки, – естественная составляющая повседневной жизни детей. В данной технологии представлены: перспективные направления работы с детьми старшей и подготовительной групп, составлен тематический план. Приложение 1

 

Построение развивающей среды.

 

Для развития самостоятельного творчества и  речи детей большое значение имеет организация среды. Мы старались создать такие условия в группе, чтобы дети могли реализовывать свои желания, действовать, развивать фантазию, а следовательно, и речевую активность. В самостоятельной художественно - речевой деятельности я использую  игрушки для настольного театра (объемные, мягкие, плоскостные, элементы декораций), би-ба-бо, пальчиковый, теневой, магнитный театры, шапочки-маски, костюмы в уголке ряженья, ширмы для кукольного театра, набор аудиосказок «Антикапризин», «Доброта» для прослушивания сказок, классической музыки, направленной на релаксацию.

Для развития речи и творчества важна не только сама среда, но и то, как ее воспринимает ребенок, так как обучение творчеству возможно только в совместной деятельности ребенка и взрослого и в комфортном для ребенка состоянии.

Основные этапы работы

 

I. Подготовительный этап

 

· Диагностика детей

На данном этапе проводилась диагностика детей по выявлению уровня тревожности и самооценки, поскольку это важные факторы, которые влияют на развитие речи дошкольников. Для определения влияния самооценки и уровня тревожности была проведена диагностика в начале и конце года.

Цель диагностики - изучение позитивного влияния сказкотерапии на речь дошкольников.

В ходе проведения диагностики были решены следующие задачи:

выявлены уровень самооценки детей и состояние тревожности в начале и конце года;

уточнены особенности самооценки, имеющиеся проблемы,

 выяснено представление о счастье и несчастье детей;

выявлено отношение ребенка к семье (рисуночный тест);

произведен анализ результатов;

произведено сравнение результатов с гипотезой.

Приложение 2

 

· Ознакомление родителей  с технологией сказкотерапия.

Родителям были представлены результаты диагностики детей, целесообразность использования технологии «Сказкотерапия», план работы с детьми.

II. Основной этап

Работа со страхами детей

В работе с психокоррекционными сказками особое внимание уделялось страхам детей (по просьбе родителей). Психокоррекционные сказки создаются для мягкого влияния на поведение ребенка. Не все сказки обсуждались в группе после прочитывания, иногда мы давали возможность ребенку побыть наедине с собой и подумать. При помощи этого вида сказок решались проблемы темноты, хвастовства, детских капризов, навязчивых вопросов.

На этом этапе давались такие задания, как придумывание новых эпизодов к сказкам, рассказы о любимых игрушках, дополнение неоконченных историй и сказок.

Пальчиковые игры

На этом этапе работы большое внимание уделялось мелкой моторике пальцев рук. Дети, находясь в сказке, изображали животных, в повседневной жизни играли в различные пальчиковые игры.

Психодинамические медитации и танцы

Хотим остановиться на важных разделах своей работы, которые очень любимы и детьми, и взрослыми. К ним относятся психодинамические медитации и танцы. Психодинамические медитации — это вид медитаций, связанный с движениями, перевоплощениями, с развитием различного рода чувствительности, получением позитивного двигательного опыта.

Например, находясь в сказочном лесу, дети изображают разных животных: лису, зайца, волка, медведя, птиц. Этот прием был также использован во время проведения утренней зарядки или как физкультурная минутка. Застенчивые дети чувствуют себя в такие минуты более свободными, уверенными.

Танец — это телесное выражение различных эмоциональных состояний. Он раскрепощает и наполняет человека новой силой. Танцуя, ребенок начинает чувствовать свое тело и лучше владеть им.

Наблюдая за тем, как дети танцуют, можно получить богатую информацию об их внутреннем мире. Дети все разные, и каждого надо понять. Один ребенок более склонен сочинять и рассказывать, другой не может усидеть на месте, и с ним нужно постоянно двигаться, третий любит что-то мастерить своими руками, четвертый обожает рисовать...

Самостоятельное сочинение сказок и историй

Составляя творческий рассказ или сказку, ребенку нужно самостоятельно придумать содержание, логически выстроить повествование, облечь в словесную форму, соответствующую этому содержанию.

Такая работа требует большого запаса слов, композиционных навыков, умения точно передавать свой замысел. Всеми этими умениями ребенок овладевает в процессе систематического обучения, путем постоянных упражнений.

При обучении детей рассказыванию использовалось несколько приемов.

· Рассказывание новой или известной сказки от 3-го или от 1-го лица.

· Групповое рассказывание сказок.

Каждый участник группы по очереди рассказывает небольшой кусочек знакомой сказки.

· Рассказывание известной сказки и придумывание к ней продолжения.

Здесь последний ребенок, сидящий в кругу, должен закончить сказку, иначе она может продолжаться бесконечно.

· Групповое придумывание сказки.

Таким образом, разные формы рассказывания позволили обогатить речь детей: она стала более образной, дети стали легче и свободнее выражать свои мысли, улучшилась память, внимание стало более устойчивым, у детей развилась способность слушать другого, следить за ходом его мыслей и уметь встраивать свои собственные мысли и фантазии в контекст повествования.

Наиболее интересные и оригинальные сочинения мы старались записать. Очень оживляло и стимулировало творческую активность детей прослушивание сказок собственного сочинения.

Работа, конечно, не была бы столь плодотворной без помощи родителей. Они живо откликались на любую нашу просьбу: приобрели «волшебный цветок», благодаря которому дети перевоплощались в сказочных героев,  изготовили «волшебный сундучок» в которой исчезают страхи детей (после рисования страхов дети складывали свои рисунки в «волшебный сундучок» в которой все страхи просто исчезали).

Постоянно проводились консультации, оформлялись папки-передвижки. Все наши советы и пожелания не оставались без внимания. Такое творческое содружество («Ребенок — Родитель — Педагог») способствует дружбе, взаимопониманию, укрепляет доверие и уважение к работе педагога.

Работа с родителями

В ходе внедрения технологии с родителями были проведены консультации, оформлена наглядно – читаемая информация, где была дана информация о том, что такое сказкотерапия, какие проблемы она решает и что только в совместной деятельности ребёнка, родителей и педагога работа будет наиболее успешной.

 

Работа с педагогами.

Педагогам были даны методические рекомендации, консультации, памятки по использованию «Сказкотерапии» в работе с детьми.

 

III. Заключительный этап

 

Диагностика

С целью определения оценки эффективности использования технологии проведена диагностика. Результаты диагностики показали положительную динамику использования технологии «Сказкотерапии». В целом  работа по сказкотерапии дала хорошие результаты:

· повысилась самооценка у детей;

· снизился уровень тревожности;

· расширился круг общения;

· дети научились фантазировать;

· самостоятельно организовывают игры по сказкам;

· речь стала более образной, выразительной;

Кроме того, дети научились думать, уважать мнение друзей и прислушиваться к нему, вставать на место другого и видеть мир с разных сторон, стали более раскованы, свободнее вступают в контакт со взрослыми и со сверстниками.

Итогом внедрения данной технологии на заключительном этапе в работе с педагогами и родителями стало проведение семинара – практикума «Использование сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста».

Перспектива развития технологии «Сказкотерапии»:

- использовать технологию в своей профессиональной деятельности;

- обогащать наработанный материал методическими пособиями, дидактическими играми и т.д.;

- оказывать помощь педагогам по использованию и внедрению технологии «Сказкотерапия», как основного источника развития речи дошкольников.

Организация исследования

Процедура проведения исследования

В ходе исследования были использованы следующие методики:

1.Исследование самооценки по методу Дембо - Рубинштейна.

2.Тест тревожности для детей дошкольного возраста, разработанный американскими психологами Р. Телом, М.Дорки и В.Аменом.

Приложение 2

Описание методик

Методика исследования самооценки по методу Дембо – Рубинштейна.

Настоящий метод прост, для его реализации необходимы лист бумаги и карандаши или фломастеры. На листе бумаги исследующий рисует вертикальную линию и сообщает испытуемому, что на верхнем полюсе находятся самые счастливые люди, а ниже — самые несчастные.

Испытуемого просят обозначить карандашом свое место на линии. В беседе с ним уточняются особенности его самооценки, имеющиеся проблемы, выясняются представления о счастье и несчастье.

Методика определения тревожности у детей дошкольного возраста, разработанная Р. Телом, М. Дорки и В. Аменом

Для проведения обследования необходимо иметь 14 рисунков: каждый состоит из основного и дополнительного, находящегося под основным. Рисунки выполнены в двух вари антах: для мальчиков и для девочек. Рисунок представляет модель ситуации, типичной для жизни ребенка.

Рисунки предъявляются ребенку в строго указанном порядке. Обследование проводится индивидуально с каждым ребенком. Все высказывания ребенка заносятся в протокол.

На основании данных протокола вычисляется индекс тревожности (ИТ) ребенка. ИТ представляет процентное отношение эмоционально-негативных выборов (выбор печального лица) к общему количеству предъявляемых рисунков (14). ИТ = количество эмоционально-негативных выборов.

Качественный анализ данных позволяет определить особенности эмоционального опыта ребенка в различных ситуациях, которые могут быть разделены на ситуации с положительной и отрицательной эмоциональной окраской и ситуации с двойным смыслом. При интерпретации данных тревожность, испытываемая ребенком в той или иной ситуации, рассматривается как проявление его отрицательного эмоционального опыта в той или аналогичной ситуации. Высокий уровень тревожности свидетельствует о недостаточной эмоциональной приспособленности ребенка к тем или иным жизненным ситуациям. Эмоционально-позитивный или эмоционально-негативный опыт косвенно позволяет судить об особенностях взаимоотношений ребенка со сверстниками, взрослыми в семье, в детском саду.

Анализ результатов

Для определения влияния сказкотерапии на самооценку детей проведены диагностические исследования в начале и в конце года. Шкала самооценки условно разделена на 3 части, где:

1 - высокая самооценка;

2 - средняя самооценка;

3 -  низкая самооценка.

Приложение3

Для того чтобы определить, влияет ли данная работа на уровень тревожности детей, были проведены исследования в начале и в конце года. По индексу тревожности дети условно разделены на 3 группы:

0-20% - низкий уровень тревожности, он соответствует цифре 1;

20-50% - средний уровень тревожности, который соответствует цифре 2;

Свыше 50% - высокий уровень тревожности, который соответствует цифре 3

Анализ показателей тревожности, позволяет

Приложение 4

Тематическое планирование работы по сказкотерапии

в старшей логопедической группе №3.

2018-2019 год

 

Сентябрь.

Тема: «В гостях у сказки».

· Д/и «Узнай сказку по предмету».

· Сочиняем сказку.

· Занятие «Путешествие в сказку».

Октябрь.

Тема: «Мое настроение».

· Занятие «Мое настроение».

· Чтение отрывка из сказки Н.Абрамцева «Тише, пожалуйста».

· Беседа «Наши тревоги».

· Игра «Замри-отомри».

Ноябрь.

Тема: «Я и мои чувства».

· Чтение отрывка из сказки Н.Абрамцева «Тише, пожалуйста».

· Беседа по сказке.

· Игра «Работа с чувствами».

· ИЗО деятельность «Нарисуй, что дальше».

Декабрь.

Тема: «Правила саморегуляции и ненасилия».

· Обсуждение действующих правил.

· Упражнение «Цветок».

· Упражнение на релаксацию.

· Упражнение «Снежная баба».

· Беседа «Копилка добрых дел».

Январь.

Тема: «Случаи из жизни и Копилка добрых дел».

· Беседа «Случаи из Вашей жизни».

· ИЗО деятельность «И весело и грустно».

· Задание на дом «Сочиняем новую сказку».

Февраль.

Тема «Недовольство».

· Чтение отрывка сказки «Морозко».

· Занятие «Что посеешь, то пожнешь».

· Тренинг «Как справиться со своими эмоциями».

· Игра «Лошадки».

Март.

Тема: «Добро и зло живут в одной душе».

· Игра «Покажи предмет руками».

· Игра «лошадки».

· Чтение пословиц.

· Занятие «Волшебная страна чувств».

Апрель.

Тема: «Доброжелательность и смирение» (1 часть).

· Чтение отрывка из сказки «Морозко».

· Игра «Работа с чувствами».

· Работа с пословицами.

· Обсуждение ситуаций.

Май.

Тема: «Доброжелательность и смирение» (2 часть).

· Чтение отрывка из сказки «Морозко».

· Обсуждение прочитанного.

· Задание: нарисовать, вылепить героя сказки.

· Игра «Работа с чувствами».

· Игра-театрализация.

Тематическое планирование работы по сказкотерапии

в подготовительной логопедической группе №3.

2019-2020 год

Сентябрь.

Тема: «В гостях у сказки».

· Д/и «Угадай сказку по иллюстрации».

· Игра-драматизация по сказке «Зимовье».

· ИЗО деятельность «Раскрась героя сказки».

· Чтение новой сказки.

 

Октябрь.

Тема: «Претензии».

· Обсуждение проблемных ситуаций.

· Занятие «Душа живет любовью».

· Игра «Лошадки».

Ноябрь.

Тема: «Что посеешь, то пожнешь».

· Чтение любимых сказок.

· Беседа «Назови любимого героя сказки».

· Рассматривание иллюстраций к сказкам.

· Занятие «Сказка про ёжика».

Декабрь.

Тема: «Новогодние сказки».

· Чтение сказок о празднике.

· Логическое задание в сказке («Умные сказки» Е.Синицына).

· ИЗО деятельность «По мотивам сказок».

 

Январь.

Тема: «Сочиняем сказку».

· Беседа «Хорошо-плохо».

· Сочини сказку по серии картинок.

· ИЗО деятельность «Герой сказки».

· Творческая работа по мотивам сказки (допиши сказку).

Февраль.

Тема: «Мой любимый сказочный герой».

· Рассматривание иллюстраций к сказкам.

· Чтение любимых сказок.

· Творческая работа «Я начну, а ты продолжи».

· Беседа «Назови любимого героя сказки».

Март.

Тема: «Герои знакомых сказок».

· Беседа «Какие сказки я знаю».

· Д/и «Кто больше назовет героев сказок».

· ИЗО деятельность «Герой новой сказки».

· Драматизация сочиненной сказки детьми. 

Апрель.

Тема: «Герои знакомых сказок».

· Д/И «Кто больше назовет героев сказок».

· Беседа «Какие сказки я знаю».

· Драматизация сочиненной сказки детьми.

· ИЗО деятельность «Герой моей новой сказки».

Май.

Тема: «Суровый нрав не прав».

· Игра «Лошадки».

· Игра «работа с чувствами».

· Схематические рисунки передаваемые эмоции человека.

· Примеры детей из собственного опыта.

· Тренинг «Как справиться со своими эмоциями».

 

 


18 февраля 2021 в 10:30

Прикреплённые файлы:

Документ: Технология «Сказка как средство развития речи детей дошкольного возраста»

Описание файла:

Файл называется: diagnostika_lliqt.docx

Это официальный файл организации «Меньшова Елена Александровна, воспитатель МБДОУ №44», в нём содержится Технология «Сказка как средство развития речи детей дошкольного возраста».

Размер файла: 0,06 Мегабайт. Скачать файл


Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.