Меньшова Елена Александровна, воспитатель МБДОУ №44
Технология наглядного моделирования как средство формирования связной речи у детей дошкольного возрастаВведение Связная речь является сложной формой речевой деятельности. Для полноценного овладения связной речью необходим достаточный уровень речевого и интеллектуального развития. Развитие связной речи в дошкольном возрасте является важным условием успешности дальнейшего обучения ребёнка в школе. Современный ребенок к 4 – 5 годам овладевает всей системой родного языка: правильно произносит все звуки, свободно воспроизводит многосложные слова, полно излагает свои мысли, легко строя развернутые сложные предложения, говорит связно. Его словарный запас составляет от четырех до пяти тысяч слов.
Работая с детьми с речевой патологией и сталкиваясь с проблемами в их обучении, логопеду и воспитателю приходится искать вспомогательные средства, облегчающие, систематизирующие и направляющие процесс усвоения детьми нового материала. Одним из таких путей, интенсивно развивающим детское познание, может стать моделирование. Дошкольник лишен возможности записать, сделать таблицу, отметить что-либо письменно. В детском саду в основном задействован только один вид памяти – вербальный. Моделирование – это попытка задействовать для решения познавательных задач зрительную, двигательную, ассоциативную память. Доступность этого метода для дошкольников определяется тем, что в основе моделирования лежит принцип замещения - реальный предмет может быть замещен в деятельности детей другим знаком, предметом, изображением. Актуальность использования наглядного моделирования в работе с детьми состоит в том, что: – использование наглядного моделирования вызывает у детей интерес; – облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью; – применяя моделирование, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания. – дети, владеющие средствами наглядного моделирования, в дальнейшем способны самостоятельно развивать речь в процессе общения и обучения. Цель технологии - Внедряя данную технологию, я поставила перед собой следующие задачи: – помочь детям в упорядочивании и систематизации познавательной информации об окружающем; – развивать связную речь, обогащать словарный запас детей; – учить последовательности, логичности, полноте и связности изложения; – преобразовывать абстрактные символы в образы (перекодирование информации); – развивать мышление, внимание, воображение, речеслуховую и зрительную память; – снять речевой негативизм, воспитать у детей потребность в речевом общении для лучшей адаптации в современном обществе. Формирование связной речи у дошкольников Формирование связной речи тесно связано с речевым и умственным развитием детей, с их мышлением, восприятием, наблюдательностью. Для связного рассказывания необходимо определить объект рассказа (предмет, событие), проанализировать предмет, выделить основные (для данной ситуации общения) свойства и качества, установить причинно-следственные, временные и другие отношения между предметами и явлениями. Успешное овладение связной речью зависит от многих условий (речевой среды, социального окружения, семейного благополучия, индивидуальных особенностей личности, познавательной активности ребенка и т.п.), которые необходимо учитывать в процессе речевого воспитания. А.А. Леонтьевым было выдвинуто положение о внутреннем программировании высказывания, рассматриваемом как процесс построения некоторой схемы, на основе, которой порождается речевое высказывание. Такое программирование может быть двух типов: программирование отдельного конкретного высказывания и речевого целого. А.А. Леонтьев предложил принципиальную схему порождения речи, включающую этапы мотивации, замысла (программы, плана), осуществление замысла и, наконец, сопоставления реализации с самим замыслом. Порождение речевого высказывания представляет собой сложный многоуровневый процесс. Он начинается с мотива, который объектируется в замысле, замысел формируется с помощью внутренней речи. Здесь же формируется психологическая «смысловая» программа высказывания, которая «раскрывает замысел» в его первоначальном воплощении. Она объединяет в себе ответы на вопросы: что сказать? В какой последовательности и как сказать? Эта программа реализуется затем во внешней речи на основе законов грамматики и синтаксиса данного языка. Исследователи вопросов формирования связной речи детей дошкольного возраста с нормальным речевым развитием отмечают, что уже с 4 лет детям доступны такие виды монологической речи, как описание (простое описание предмета) и повествование, а на седьмом году жизни – и короткие рассуждения. Однако полноценное овладение детьми навыками связной речи возможно только в условиях целенаправленного обучения. К необходимым условиям успешного развития связной речью относится формирование специальных мотивов, потребности в употреблении монологических высказываний; сформированность различных видов контроля и самоконтроля, усвоение соответствующих синтаксических средств построения развернутого сообщения. Построением развернутых связных высказываний становится возможным с возникновением регулирующей, планирующей функцией речи (Л.С. Выготский, и др.). Формирование навыков построения связных развернутых высказываний требует применения всех речевых и познавательных возможностей детей, одновременно способствуя их совершенствованию. Следует отметить, что овладение связной речью возможно только при наличии определенного уровня сформированности словаря и грамматического строя речи. Поэтому на решение задач формирования связной речи ребенка должна быть направлена и речевая работа по развитию лексических и грамматических языковых навыков. Таким образом, формирование умений и навыков монологической речи требует обязательного развития таких ее качеств, как связность и целостность, которые тесно связаны между собой и характеризуются коммуникативной направленностью, логикой изложения, структурой, а также определенной организацией языковых средств. Связность речи может быть сформирована на основе представлений о структуре высказывания и ее особенностях в каждом типе текста, а также о способах внутритекстовой связи. Технология наглядного моделирования Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним. Технология наглядного моделирования помогает ребенку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, предложение, текст), научиться работать с ними. Введение наглядных моделей в процесс обучения позволяет педагогу более целенаправленно развивать импрессивную речь детей, обогащать их активный лексикон, закреплять навыки словообразования, формировать и совершенствовать умение использовать в речи различные конструкции предложений, описывать предметы, составлять рассказ. При этом используемые наглядные модели могут включать стилизованные изображения реальных предметов, символы для обозначения некоторых частей речи ("стрелка" вместо глагола, "волнистая линия" вместо прилагательного в моделях предложения); схемы для обозначения основных признаков отдельных видов описываемых предметов (схемы описательных рассказов), а также выполняемых действий по отношению к ним с целью обследования; стилизованные обозначения "ключевых слов" основных частей описательного рассказа и т. п. Это особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального. Ученые также отмечают, что использование заместителей и наглядных моделей развивает умственные способности дошкольников.
· во-первых, ребенок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для детей с ОНР характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию. Использование наглядного моделирования вызывает интерес и помогает решить эту проблему; · во-вторых, использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью. Ведь одно из правил укрепления памяти гласит: «Когда учишь – записывай, рисуй схемы, диаграммы, черти графики»; · в-третьих, применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания. Технология наглядного моделирования включает следующие этапы: –Усвоение и анализ сенсорного материала; –Перевод его на знаково-символический язык; –Работа с моделью. Использование наглядного моделирования На разных возрастных этапах и в зависимости от индивидуальных способностей детей можно использовать различные приёмы наглядного моделирования: пиктограммы, заместители, таблицы с элементами мнемотехники. Пиктограмма – символическое изображение, заменяющее слова. Пиктограммы относятся к невербальным средствам общения и могут использоваться в качестве средства, облегчающего развитие общения, а также как подготовительный этап к усвоению письма и чтения детьми с проблемами в речевом развитии. Самым положительным моментом в использовании пиктограмм, является то, что речь педагога сводится к минимуму – он показывает пиктограмму, а ребенок образовывает нужное слово. Пиктограммы можно изменить, дополнить, все зависит от творчества педагога. В своей работе я использую пиктограммы с изображением слов-предметов, слов-действий, слов-признаков, схемы предлогов. Вариантов применения пиктограмм разнообразно. Детям предлагаются задания типа: исправить ошибку и произнести правильное предложение, составить из пиктограмм произнесённую фразу и.т.д. Эти задания вызывают у детей большой интерес и желание выполнять их. Замещение – это вид моделирования, при котором одни объекты замещаются другими, реально-условными. В качестве заместителей удобно использовать бумажные квадраты, круги, овалы, различающиеся по цвету и величине. Разыгрывание с помощью заместителей лучше начинать с народных сказок (лиса оранжевая, медведь большой коричневый и.т.д.). Сначала достаточно, чтобы ребёнок поднимал соответствующий символ по ходу рассказывания сказки взрослым, затем можно переходить к разыгрыванию сказки. Данный приём моделирования обеспечивает единство речевой и мыслительной деятельности. Приёмы мнемотехники («мнезис» в переводе с латинского означает «память») призваны облегчить запоминание и увеличить объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций. Мнемотехника – это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Таблицы с элементами мнемотехники служат дидактическим материалом в работе по развитию речи. Их использование очень эффективно при составлении описательных рассказов, заучивании стихов, отгадывании загадок. Формирование представлений о структурных единицах языковой системы На использовании наглядных моделей основаны многие методы дошкольного обучения. Данный метод используется в различных модификациях как при обучении нормально развивающихся дошкольников, так и детей дошкольного возраста с нарушениями речи. Схемы и модели различных структур (слоги, слова, предложения, тексты) постепенно приучают детей к наблюдению за языком. Схематизация и моделирование помогают ребенку увидеть, сколько и каких звуков в слове, последовательность их расположения, связь слов в предложении и тексте. Это развивает интерес к словам, звукам речи, общению, совершенствует речемыслительную деятельность ребенка. При использовании различных схем, меняется характер деятельности детей: они получают возможность не только слышать свою или обращенную к ним речь, но и видеть ее элементы. Ребенок овладевает операциями анализа и синтеза на наглядно представленном материале. Работая в этом направлении, мной используются различные дидактические игры и пособия типа «Где спрятался звук?», «Звуковой домик». В подготовительной к школе логопедической группе, с целью профилактики дисграфии, используются ребусы, «полубуквы», изображения предметов с помощью букв. Формирование связной речи Правильная организация обучения детей с ОНР – очень сложный многогранный процесс. Поэтому наряду с общепринятыми приемами и принципами вполне обосновано использование оригинальных, творческих методик, эффективность которых очевидна. Одной из таких технологий, на мой взгляд, является наглядное моделирование, представленное в виде картинно-графического плана. Необходимо отметить, что связная речь, являясь самостоятельным видом речемыслительной деятельности, вместе с тем выполняет важную роль в процессе воспитания и обучения детей, т.к. она выступает в виде средства получения знаний и средства контроля над этими знаниями. В современных психологических и методологических исследованиях отмечается, что умения и навыки связной речи при спонтанном их развитии не достигают того уровня, который необходим для полноценного обучения в ребенка в школе. Этим умениям и навыкам нужно обучать специально. Пересказ текста Пересказ – более легкий вид монологической речи, т.к. он придерживается авторской позиции произведения, в нем используется готовый авторский сюжет и готовые речевые формы и приемы. Картинно-графический план выступает здесь как средство мнемотехники (мнемотехника, или мнемоника – система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций). С помощью картинно-графического плана, представленного как в виде пиктограмм, так и в виде предметных картинок дети пересказывают тексты, учат загадки, чистоговорки и т.д. Составление повествовательных рассказов по серии сюжетных картин При составлении различных по сложности рассказов усиливается роль и значения моделирования и композиционного оформления сюжета, самостоятельного отбора лексики, синтаксических конструкций, выразительных средств языка. Дети с нарушениями речи испытывают трудности в построении сюжета, тут им на помощь приходит картинно-графический план. Он служит моделью рассказа, и ребенку, при наличии наглядной опоры остается самостоятельно подобрать лексический материал, построить предложения. Прежде, чем дать детям задание составить рассказ по серии картин, необходимо подготовительная работа: – рассмотреть внимательно все картинки серии; – отметить, что главное на каждой из них; – определить сюжетную линию и т.д. Часто при составлении рассказа дети упускают диалоги героев, слова-признаки, характеризующие и описывающие персонажей. В картинно-графическом плане акцентируется внимание дошкольников именно на это. Пиктограммы я применяю при рассматривании каждой картинки из серии, чтобы акцентировать внимание детей на определенном признаке или действии героя. Составление описательных рассказов по сюжетной картине Для рассказа по сюжетной картинке картинно-графический план просто необходим. Ребенку трудно «сконструировать ситуацию», изображенную на картине, придумать развитие событий и грамотно закончить свой рассказ, т.е. оформить речевым материалом схему построения высказывания: зачин - развитие событий - итог. При составлении описательных рассказов по сюжетной картинке особое внимание уделяется приемам, направленным на развитие внимания, зрительного восприятия, логического мышления. В качестве элементов модели выступают картинки – фрагменты, силуэтные изображения значимых объектов картины и схематические изображения фрагментов картины. Составление описательных рассказов Особенно ощутимую помощь картинно-графический план оказывает в составлении описательных рассказов. Сложность обучения описанию обусловлена тем, что для создания и понимания такого функционального типа речи не достаточно накопленного жизненного опыта, а необходима активная интеллектуальная работа самого ребенка по выделению признаков и свойств предмета или явления. Прежде чем описывать предмет, ребенок должен научиться выделять наиболее существенныечерты предмета, подбирать точные слова, выражать свое отношение к описываемому предмету и грамматически правильно оформлять фразу. На этом этапе работы я использую методику обучения связной речи Т. Ткаченко (обучение рассказыванию по схемам). Она основана на непроизвольном запоминании, также использую в работе по развитию связной речи приёмы мнемотехники. Составление рассказов по замыслу. Дети подготовительной к школе группы могут самостоятельно зарисовать тексты небольших рассказов, загадки. Наглядное моделирование стимулирует развитие исследовательских способностей детей, привлекает их внимание к признакам предмета, помогает определять способы сенсорного обследования предмета и закреплять результаты обследования в наглядном виде. Внедрение технологии наглядного моделирования в систему работы по развитию связной речи Технология наглядного моделирования реализовывалась строго в соответствии с положением о постепенном, поэтапном переходе от наглядно-действенного и наглядно-образного к вербально-логическому мышлению. На начальных этапах внедрения моделей или символов предполагалось подкрепление их наглядным материалом (картинками, предметами, стилизованными изображениями реальных предметов или их частей, так называемыми «пиктограммами»), обеспечивающим опору на наглядно-образное мышление. Это соответствует начальным этапам обучения мыслительным операциям – анализу, классификации. На последующих этапах, соответствующих более сложным мыслительным операциям – обобщению, абстракции – наглядные модели опираются как на образное, так и на словесно-логическое мышление, т.е. слово, речевой образец, речевую инструкцию. Первый этап - подготовительный. В ходе этого периода решаются следующие задачи: · Обучение умению задавать вопросы и отвечать на вопросы полным предложением; · Обучение составлению простых предложений к предметным картинкам; · Обучение составлению предложений по демонстрируемым действиям; · Обучение пересказу небольших рассказов, сказок с использованием пиктограмм, предметов-заместителей и прочее. Второй этап. · Обучение составлению распространенных предложений; · Закрепление умения пересказывать текст с опорой на пиктограммы и с использованием предметов-заместителей; · Обучение составлению рассказа по серии сюжетных картин с использованием пиктограмм, силуэтных изображений значимых объектов картины и схематических изображений фрагментов картины. · Обучение составлению рассказа по сюжетной картине с использованием пиктограмм, силуэтных изображений значимых объектов картины, картинно-графических схем и схематических изображений фрагментов картины. Третий этап · Составление различных типов сложных предложений с союзами и союзными словами; · Пересказ текстов; · Закрепление умения составлять рассказы-описания с опорой на схему; · Закрепление умения составлять описательные рассказы по сюжетной картине и по серии сюжетных картин; Четвертый этап: · Обучение составлению творческих рассказов; · Обучение составлению рассказов из собственного опыта. В качестве моделей использовались: · Геометрические фигуры; · Символические изображения предметов (пиктограммы, условные обозначения); · Мнемотаблицы; · Картинно-графические схемы; · Опорные схемы; · Картины-символы; · Карточки-фрагменты. Вся работа по данному направлению ведется во взаимодействии с логопедом и родителями. С целью внедрения технологии в работу ДОУ, с педагогами проведены консультации и семинары: · «Использование мнемотехники в развитии речи детей»; · «Использование метода Т.А. Ткаченко в работе, для формирования описательной речи у детей»; Родителям дошкольников старшей и подготовительной группы были предложены консультации и практикумы: · «Моделирование сказок»; Оценка эффективности С целью оценки эффективности предлагаемой технологии было проведено обследование состояния развития связной речи детей до начала ее применения. На основе полученных результатов можно сделать следующий выводы: многие дети испытывали трудности в самостоятельном составлении высказываний на уровне простой законченной фразы. У большинства детей при этом отмечались ошибки в употреблении словоформ, нарушающие связь слов в предложении, длительные паузы с поиском нужного слова, нарушение порядка слов. Самостоятельно составленные детьми рассказы – это, в основном, простое перечисление действующих лиц или объектов картины. Дети испытывают значительные затруднения при пересказе текста. Большинство предложений являлись неполными, некомплектными, коммуникативно-слабыми. Значительные трудности возникают у детей при составлении рассказов по сюжетной картине С целью повышения эффективности коррекции связной речи мной была внедрена в работу технология наглядного моделирования. В результате использования технологии наблюдается положительная динамика в развитии связной речи. Использование наглядного моделирования в работе с детьми даёт положительный результат, что подтверждается данными диагностики уровня речевого развития детей. Приложение 1 Дети, анализируя новый материал и графически его обозначая, учатся самостоятельности, усидчивости, зрительно воспринимают план своих действий. У них повышается чувство заинтересованности и ответственности, появляется удовлетворённость результатами своего труда, совершенствуются такие психические процессы, как память, внимание, мышление. Из всего выше сказанного можно сделать вывод: технология наглядного моделирования можно и нужно использовать в системе работы с детьми дошкольного возраста по развитию связанной речи. Заключение Таким образом, формирование умений и навыков связной речи требует обязательного развития таких ее качеств, как связность и целостность, которые тесно связаны между собой и характеризуются коммуникативной направленностью, логикой изложения, структурой, а также определенной организацией языковых средств. Использование технологии моделирования в работе с детьми является важным способом развития связной речи и доступным средством познания окружающего мира. Представленные приёмы работы, способствует повышению интереса к данному виду деятельности и оптимизации процесса, который развивает связную речь детей. А также являются средствами формирования одной из ключевых понятий – владение устной коммуникацией, так необходимой для адаптации в современном информационном обществе. 18 февраля 2021 в 10:40
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.