«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев»
В.А.Сухомлинский.
Актуальность.
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Ребенок, у которого этот уровень достаточно высокий, умеет логически рассуждать, у него хорошо развиты память и внимание, связная речь, он может приступать
к приобретению навыков письма.
В настоящее время у многих детей наблюдается недостаточная сформированность к школьному обучению.
Главная причина кроется в снижении уровня развития кистевой моторики у детей. Этому способствует современный уровень научно-технического прогресса. Родителям проще посадить ребенка у телевизора, чем заняться с ним полезной деятельностью, в виде игры (например: перебрать рис, горох, разложить карандаши, порисовать, полепить и т.д.). Это касается так же и бытовой стороны жизни ребенка. Родителям всегда некогда и не каждый взрослый ждет, пока ребенок самостоятельно умоется, оденется, зашнурует ботинки или застегнет пуговицы. Последнее время родители забыли, что такое колыбельная или сказка, прочитанная на ночь и тем более игра с пальчиками, ладошками, их значение не осмысляются взрослыми. Родители видят в них развлекательные, а не развивающие, оздоровительные воздействия.
Таким образом, у большинства современных детей мелкие движения пальцев перестают играть главенствующую роль, а это отрицательно сказывается на общем развитии, развитии речи, мышления ребенка, вызывая трудности в старшем дошкольном возрасте, а затем и в школе в овладении письмом, счетом и являются причиной появления вторичных психологических расстройств и школьной дезадаптации.
Актуальности решения вопросов развития детской руки способствует то, что для успешного обучения в школе ребенок должен не только легко и без напряжения говорить, но и выполнять письменные работы. Доказано, что формирование устной речи ребенка начинается тогда, когда движение пальцев рук достигает достаточной точности, что несовершенство тонкой двигательной координации кистей и пальцев рук не дает ребенку овладеть письмом, рисованием и другими важными в учебном процессе навыками. Поэтому так необходимо с раннего возраста заниматься развитием руки малыша через организацию самообслуживания, разных видов продуктивной деятельности, специальных игр и упражнений.
Как воспитатель группы старшего дошкольного возраста, я вижу актуальность данной проблемы на современном этапе при подготовке дошкольников к письму. Общаясь с преподавателями начальных классов, выяснилось, что на первом этапе обучения, дети часто испытывают затруднения с письмом: быстро устает рука, теряется рабочая строчка, не получается правильное написание букв. Эти затруднения обуславливаются неразвитостью мелкой моторики пальцев руки и недостаточной сформированностью зрительно-двигательной координации.
Изучив опыт работы по данной проблеме, я пришла к выводу, что работа по развитию мелкой моторики должна базироваться на комплексном подходе – сочетании развития речи, физкультминуток, пальчиковых и игровых упражнений.
Доказано, что от степени сформированности мелкой моторики зависит и уровень развития речи. Они влияют друг на друга. Манипулятивная деятельность стимулирует речевое развитие, а использование речевого материала развивает артикуляционную моторику. Координация движений способствует выработке гибкости, точности движений, развитию глазомера. Все это повышает работоспособность коры головного мозга, активизируют мыслительную деятельность и головоломки с использованием счетных палочек. Так как основным видом деятельности дошкольников является игра, и все задания, упражнения носят игровой характер.
Данной проблемой занимался ряд педагогов и психологов. М.М.Кольцова в своих работах отмечает: «Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук».
Л.В.Фомина на основе проведенных опытов и обследований большого количества детей выявила следующую закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие; хотя общая моторика при этом может быть в норме и даже выше нормы.
Выдающийся педагог В.А.Сухомлинский отмечал: «Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках пальцев». Это совершенно справедливо, ведь кисть руки имеет наибольшее представительство в моторной зоне коры головного мозга.
Немецкий философ Кант говорил, что «Рука является вышедшим наружу головным мозгом». Тесная взаимосвязь больших полушарий с нервными окончаниями, заложенными в кистях рук и подушечках пальцев, доказывает, что утомление мышц рук называется торможением ЦНС и наоборот.
Работы В.М.Бехтерева так же доказали влияние манипуляции рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи «Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит – развивать речь ребенка.
Психологи и педагоги (А. Н. Леонтьев, А. М. Фонарев, С. Л. Новоселова, Н. М. Аксарина, В. В. Гербова, Л. Н. Павлова) отмечают, что знание законов развития эмоциональной и психической жизни ребенка позволяет грамотно строить свое взаимодействие с ребенком, а следовательно, обеспечить ему радость бытия и познания мира.
Работа по данной технологии проходила в три этапа:
1этап:
Диагностический этап
· проведение диагностики мелкой моторики по возрастам (3-6 лет) по методике Н.О. Озерецкого; Приложение 1
· обработка первичных данных;
· определение уровня развития мелкой моторики рук каждого ребёнка и речевого развития на момент обследования;
· анализ диагностики;
· анализ индивидуальных рекомендаций по развитию мелкой моторики детей.
1.1.Анализ развития мелкой моторики у детей:
1.2 Анализ речевого развития
Диагностические материалы
В старшей группе от начала к концу года снижается число с низким уровнем (от 38 до 21%), увеличивается число детей со средним (от 32 до 44%) и высоким (от 30 до 35%) уровнями развития мелкой моторики. Приложение 2
В подготовительной группе в начале года показатели почти на прежнем уровне: с низким уровнем – 17%, со средним – 43%, с высоким – 40%. В конце года результаты диагностики лучше: с высоким уровнем – 70%, со средним – 20%, с низким лишь 10% .
Приложение 3
Таким образом, сравнительный анализ показывает, что дети старшей группы, на начало года, имеют наиболее низкие показатели развития мелкой моторики. Так как дети переходят в логопедическую группу №3 на два года и имеют нарушения в речи, то развитию мелкой моторики рук уделяется большое значение, как педагогом, так и учителем – логопедом.
Этот факт говорит о необходимости проведения последовательной и систематической работы по развитию мелкой моторики рук у детей, и начинать эту работу необходимо с раннего возраста.
1.3.Анализ работы с родителями (законными представителями)
Осуществлялся на основании: наблюдений, анкетирования, бесед, открытых мероприятий для родителей.
Вывод: по результатам анализа работы с родителями (законными представителями) видна положительная динамика заинтересованности семьи к проблеме взаимосвязи развития мелкой моторики руки и речи ребенка. После системной работы с родителями (законными представителями), семья стала принимать активное участие в изготовлении игр, пособий по развитию мелкой моторики руки ребенка, представлять отчеты о проделанной работе дома. Активно делиться опытом семьи с другими родителями.
1.4.Анализ Предметно - развивающей среды, созданной с учетом совершенствования интегрированных качеств ребенка и основанный на основных принципах её построения (безопасность, доступность, многофункциональность, эстетичность, индивидуальность, учет зоны ближайшего развития, подготовка к школе), показал возможность реализации развития и совершенствования речи ребенка по средствам развития мелкой моторики руки.
Вывод: необходима работа по развитию мелкой моторики руки ребенка, т.к. это способствует развитию речи и ее совершенствованию.
Содержание моей работы отражает интеграцию многих образовательных областей:
1. Области «Физическое развитие» - утренняя гимнастика, физкультминутки, пальчиковые игры, физические упражнения;
2.Область «Художественно – эстетическое развитие» - детские поделки, рисунки;
3.Область «Речевое развитие» - стихи, загадки, скороговорки, мирилки, дразнилки и т.д.
4.Область «Познавательное развитие» - использование счетного материала, ознакомление с окружающим, экспериментальная деятельность и т.д.;
5.Область «Социально - коммуникативное» - общение детей во время игровой деятельности
Итогом моей работы над данной технологией стали тематические игровые комплексы (10-15 минут), которые проводились с детьми в утренние часы, перед обедом, на прогулке, в вечерний отрезок времени, в организованной образовательной деятельности, в свободной деятельности детей и состоят из следующих видов деятельности:
1. Массаж кистей рук с использование чистоговорок, скороговорок.
2. Пальчиковая гимнастика с элементами логоритмики.
3. Работа с различным материалом (семена, счетные палочки, бумага, тестопластика, шнурки и т.д.)
4. Игры на координацию движений (с резиновыми и тряпочными мячами, магнитными удочками).
5. Различные лабиринты.
6. Копирование узоров, рисунков или работа в прописях.
2этап:
Постановка цели.
Цель работы: создание условий, способствующих развитию мелкой моторики рук для подготовки детей дошкольного возраста к обучению в школе.
Задачи:
Развитие и совершенствование речи детей посредством развития мелкой моторики руки.
Совершенствовать знания игр и упражнений для тренировки пальцев с речевой деятельностью, развитие точечных умений пальцев рук.
Закреплять представления о предметах, совершенствовать способность к обобщению и классификации, продолжать знакомить с качественными признаками предмета.
Совершенствовать активную речь детей, познавательную активность, психические процессы: память, внимание, мышление, зрительное и слуховое восприятие, воображение посредством развития мелкой моторики пальцев и кистей рук.
Воспитывать интерес к речетворчеству, народному фольклору, через пальчиковые игры, формировать положительный эмоциональный настрой.
Обогатить предметно – развивающую среду, способствующую всестороннему развитию детей и развитию мелкой моторики рук.
Продолжать работу по повышению педагогической компетентности родителей в вопросе подготовке детей к школьному обучению через развитие мелкой моторики руки.
3 этап.
Вся работа по технологии «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста на этапе подготовки к школе» строилась по четырем блокам:
I блок.
Пальчиковые упражнения
|
Развитие мелкой моторики руки ребенка |
Развитие речи ребенка |
Массаж, самомассаж |
Речевое сопровождение, способствует развитию артикуляционного аппарата, пополнение словаря ребенка глаголами |
Статические упражнения (кольцо, коза, заяц, пальчики дружат и т.д.) |
Развитие артикуляционного аппарата, развитие психических процессов (памяти, воображения, мышления) |
Упражнения направленные на координацию движения (кулак-ребро-ладонь; Ножницы-собака-лошадь; и т.д. |
Развитие артикуляционного аппарата, развитие психических процессов (памяти, воображения, мышления). |
Пальчиковая гимнастика (Семья, Пекарь, Пальчики дружат и т.д.) |
Развитие психических процессов (памяти, воображения, мышления), воспитывается желание использовать в речи средства интонационной выразительности, развивается умение чистого произношения звуков (при многократном повторении), закрепление фольклорных и литературных текстов. |
Гимнастика с предметами (грецкий орех, карандаш, мяч с шипами, тряпочки или вата и т.д.) |
II блок.
Пальчиковые игры |
Развитие мелкой моторики руки ребенка |
Развитие речи ребенка |
Без предметов: рисунки в воздухе
( пальцем, ладонью), расскажи сказку, расскажи стихи руками и т.д. |
Развитие психических процессов (памяти, воображения, мышления), воспитывается желание использовать в речи средства интонационной выразительности, развивается умение чистого произношения звуков (при многократном повторении), закрепление фольклорных и литературных текстов. |
С атрибутами: пальчиковый театр, платочки, резиночки, перчатки. |
Развитие психических процессов (памяти, воображения, мышления), воспитывается желание использовать в речи средства интонационной выразительности, развивается умение чистого произношения звуков (при многократном повторении). |
С предметами:
кубики, счетные палочки, крупа, вода, нитки, шнурки, прищепки, пальчиковый бассейн крышки, пробки и т.д. |
Развитие психических процессов, активация словаря детей. Обогащение речи детей глаголами, прилагательными, речевыми оборотами. |
III блок.
Творческий
|
Развитие мелкой моторики руки ребенка |
Развитие речи ребенка |
работа с пластилином, соленым тестом |
Развитие психических процессов (памяти, воображения, мышления), воспитывается желание использовать в речи средства интонационной выразительности, развивается умение чистого произношения звуков (при многократном повторении).. Обогащение речи детей глаголами, прилагательными, речевыми оборотами, применение синонимов, антонимов. Формирование связной, описательной речи. |
работа с бумагой, картон, гофра, салфетки, ткань разной текстуры, вата |
работа с природным и бросовым материалом: желуди, шишки, орехи (грецкие, фундук), скорлупу от орехов, веточки, почки, речной песок, глина, листья, крупа (манная, гречневая, горох, бобы, фасоль и пр), макаронные изделия, бусинки, пуговицы, крышки, яичная скорлупа и т.д. |
Конструирование из разных видов конструкторов. |
IV блок.
Веселый карандашик (подготовка руки к письму) |
Развитие мелкой моторики руки ребенка |
Развитие речи ребенка |
знакомство с тетрадью; |
Развитие психических процессов (памяти, воображения, мышления, зрительное восприятие), умение работать по инструкции. Обогащение словаря детей: понятия учебной деятельности.
Формирование связной, описательной речи. |
ориентировка в пространстве листа; |
графические диктанты; |
копирование (по точкам). |
контур предмета (обведи рисунок, соедини по точкам); |
дорисовка (по принципу симметрии); |
волшебные узоры. |
лабиринты. |
штриховка |
Результаты:
Дети стали включать в самостоятельные игры элементы упражнений и игры на мелкую моторику, с речевым сопровождением.
Речь детей стала более активной. Положительная динамика в развитии диалогической и монологической речи.
Дети активно включаются в различные виды детской деятельности, достаточно сформированы такие психические процессы как внимание, мышление, память и т.д.
За счет введения блока работы «Подготовка руки детей к письму», дети стали увереннее держать карандаш, ориентироваться на листе бумаги, выполнять действия по инструкции, состоящей из 2-х, 3-х элементов.
Благодаря информационно – просветительской работе среди родителей удалось: повысить компетентность родителей по данной проблеме, привлечь родителей к изготовлению оборудования и дидактического материала для группы, использование данных пособий и в домашних условиях, уделять больше внимание развитию мелкой моторики руки в семье, через продуктивные виды деятельности – рисование, лепка, конструирование, аппликация.
Среда группы обогатилась различными элементами игр и пособий на развитие мелкой моторики, способствующими развития интегративных качеств дошкольников.
Перспективы на будущее.
В перспективе мы планируем:
- продолжать начатую работу над темой: «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста на этапе подготовки к школе».
- обогащать предметно – развивающую среду нетрадиционными играми и пособиями для развития мелкой моторики рук.
- используемые нами формы и методы работы с родителями (законными представителями).
- продолжать работу по данному направлению со специалистами МБДОУ: инструктором по физической культуре, музыкальным руководителем, педагогом дополнительного образования.
Используемая литература
1. Бардышева Т. Ю. Здравствуй, пальчик. Пальчиковые игры. – М.: «Карапуз», 2007.
2. Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М.: ТЦ Сфера, 2006.
3. Бот О. С. Формирование точных движений пальцев у детей с общим недоразвитием речи // Дефектология. - 1983. - N1.
4. Смирнова Е.А. Система развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста – СПб: ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС»,2013.
5. Максимова Е.А., Готовим пальчики к письму: развивающая программа по подготовке к школе. – М: Обруч, 2011
6. Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. – СПб: Изд. дом «Литера», 2006.
7. Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. – СПб: Изд. дом «Литера», 2007.
8. Лопухина И. С. Логопедия – речь, ритм, движение: Пособие для логопедов и родителей. – СПб: ИЧП «Хардфорд», 1996.
9. Мельникова А. А. Мы охотились на льва. Развитие моторики. М.: «Карапуз», 2006.
10.Османова Г.А.. Новые игры с пальчиками для развитие мелкой моторики: Картотека пальчиковых игр. – СПб.:КАРО, 2014
11.Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. – СПб: Корона-Век, 2007.
12.Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь – СПб: ИЧП «Хардфорд», 1996.
13.Османова Г.А.. Превращение ладошки:Играем и развиваем мелкую моторику. – СПб.: КАРО, 2013.
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО РАЗВИТИЮ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ С ДЕТЬМИ 5 – 6 ЛЕТ
Месяц |
Лексическая тема. |
Совместная деятельность педагога с детьми по изо деятельности. |
Пальчиковые игры и гимнастика, изображение руками и пальцами забавных фигурок, «Расскажи стихи руками» |
Совместная и индивидуальная деятельность детей
и педагога. |
1 квартал
октябрь
|
1 неделя
«Осень» |
Рисование
«Осеннее дерево»
(листья тычком)
Аппликация из природного материала
«Осеннее дерево» - мальчики;
«Букет цветов» - девочки. |
Пальчиковая гимнастика
«Стоит тополёк»
«Покажи руками» - деревья, части дерева; назвать и показать отличия разных пород.
«Расскажи стихи руками» - заучивание стихотворения
«Осинка» |
Работа с природным материалом: поделки, выкладывания, нанизывание плодов на проволоку.
Выкладывание осенних сюжетов на фланелеграфе.
Зарисовки после прогулки. |
2неделя
«Овощи. Огород» |
Рисование
книжки — малышки
«Загадки и отгадки»
Лепка
«Корзинка с овощами» |
Пальчиковая гимнастика
«Хозяйка с базара пришла»
«Покажи руками» - отобразить форму, размер, особенности овощей. Самомассаж ладоней
«Тёрка» |
Приготовление винегрета.
Обводки, раскраски, штриховки.
Подготовка к празднику осени. |
3 неделя
«Фрукты. Сад » |
Лепка из солёного теста
Рисование - раскрашивание
«Фрукты» |
Пальчиковая гимнастика
«Яблоня»
Загадывание загадок, используя движение рук и пальцев. |
Приготовление фруктового салата.
Лепка, вырезание фруктов.
Раскраски, обводки. |
4 неделя
«Лес. Грибы,
ягоды » |
Рисование
«В лес по ягоды, грибы»
Ручной труд из природного материала
«Дары леса» |
Пальчиковая гимнастика
«Ягодка для пальчика»
Массаж рук и пальцев, используя природный материал.
«Покажи руками» - корзинка,
дерево, грибочки. |
Поделки из природного материала. Рисование на песке.
Сортировка плодов деревьев и кустарников.
Выкладывание из ниток. |
ноябрь
|
1 неделя
«Одежда» |
Рисование
«Журнал мод»
Аппликация из ткани
«Украсим одежду» |
Пальчиковая гимнастика
«Моя семья»
Дифференциация одежды:
пальцы правой руки — летняя одежда, левой — тёплая, меховая и т.д. |
Игра «Оденем куклу»
Украшение одежды.
Игры с нитками, пуговицами, аксессуарами. |
2неделя
«Обувь» |
Рисование
«Туфли для золушки» - девочки;
«Сапоги — скороходы» мальчики
Аппликация коллаж
«Обувь» |
Пальчиковая гимнастика
«Пальчики играют в футбол»
Перечисление обуви, с использованием пальцев
правая рука — обувь для девочек, левая — для мальчиков |
Шнуровки, завязывание шнурков на бантик.
Разрезные картинки.
Рисование обуви (придумывание моделей)
Выкладывание из ниток, крупы и т.д. |
3 неделя
«Игрушки» |
Лепка
Рисование - роспись
«Дымковская кукла» |
Пальчиковая гимнастика
«Покажи игрушки»
Массаж пальцев и кистей рук, с использованием мелких игрушек. |
Выкладывание мозаики, пазлов, из палочек.
Роспись дымковской куклы.
Рисование резинками. |
4 неделя
«Посуда» |
Рисование коллективное
«Роспись сервиза»
Лепка из сдобного теста
«Печенье к чаю» |
«Покажи руками» - разные виды посуды.
Массаж кистей рук и пальцев, с использованием скалки. |
Лепка посуды и её украшение.
Изготовление посуды из бросового материала (скорлупы, плодов, фантиков и т.д.) |
2 квартал
декабрь
|
1 неделя
«Зима. Зимующие птицы» |
Рисование (восковые мелки, тычком)
Аппликация (обрыв бумаги)
«Ели в снегу» |
Пальчиковая гимнастика
«Воробьи»
«Расскажи стихи руками» - «Пирог»
Игры со снегом. |
Выкладывание птиц из геометрических фигур,
мозаики, ниток.
Вырезывание снежинок.
Рисование на песке. |
2неделя
«Домашние животные зимой» |
Рисование тычком
«Пудель»
Аппликация (крупа)
«Наши любимцы» |
Пальчиковая гимнастика
«Бурёнушка»
«Покажи руками» - особенности внешнего вида, повадки своих питомцев. |
Работа с лабиринтами, планами. Обводки, штриховки, раскраски, пазлы.
Игры с мелкими игрушками «На ферме»
Рисование через кальку и копирку. |
3 неделя
«Дикие животные зимой » |
Рисование книжки — малышки
«Кто как зимует»
Лепка коллективная
«Звери в лесу» |
Пальчиковая гимнастика
«Сидит белка»
«Покажи руками» - зайка, волк, лиса.
Самомассаж «Бежали ножки по дорожке» |
Лепка из разного материала. Игры с мелкими игрушками «Зоопарк»
Подготовка украшений для группы и детского сада. Работа с обводками, раскрасками, штриховками. Выкладывание зимних картинок на панно. |
4 неделя
«Новый год» |
Рисование
«Пригласительная открытка»
Ручной труд (полоски бумаги)
«Новогодние фонарики» |
Пальчиковая гимнастика
«На ёлке»
«Покажи руками» - ёлочные игрушки.
Самомассаж, с использованием смятой бумаги, ваты и поролона. |
Рисование через кальку, раскрашивание.
Выкладывание из палочек, геометрических фигур, ниток.
Работа с планами. |
|
2неделя
«Мебель,
части мебели» |
Рисование
«Отгадай загадку и нарисуй»
Конструирование из строительного и бросового материала
«Моя комната» |
«Покажи руками» - предметы мебели, части мебели.
Самомассаж, с использованием строительного материала. |
Изготовление поделок из мелкого конструктора, бросового материала.
Зарисовка поделок. |
3 неделя
«Грузовой и пассажирский транспорт» |
Рисование
«Машины на нашей улице»
Аппликация
«Весёлый поезд» |
Пальчиковая гимнастика
«Замок»
Самомассаж «Маленькие, да удаленькие», с использованием мелких машинок. |
Выкладывание из палочек и геом. Фигур.
Изготовление атрибутов к сюжетно-ролевой игре «Автобус» Игры с мелкими машинками. Работа с планами и картами.
Раскраски и штриховки. |
4 неделя
«Профессии на транспорте» |
Рисование
«Кому, что нужно»
(предметы трудовой деятельности)
Лепка
«Груз для машины» |
Выкладывание палочек, перечисляя виды транспорта и кто на нём работает.
Самомассаж, с использованием бросового материала. |
Стирка кукольного белья, уборка в игровых уголках.
Изготовление украшений для группы. |
февраль
|
1 неделя
«Детский сад. Профессии, трудовые действия» |
Рисование
коллаж «Детский сад»
Лепка «Моя любимая игрушка в детском саду» |
Пальчиковая гимнастика
«Наша группа»
«Покажи руками» - трудовые действия сотрудников детского сада. |
Работа в уголке рукоделий: нанизывание бусинок, пуговиц, завязывание ленточек и бантиков и т.д
Выкладывание мозаики, из бросового материала. |
2неделя
«Ателье. Швея. Закройщица. Трудовые действия» |
Рисование
«Мы модельеры»
Ручной труд
«Знакомство с иглой. Работа с тканью» |
Пальчиковая гимнастика
«Напёрсток»
Имитация работы с иглой, ножницами.
Самомассаж, с использованием пуговиц. |
Игры в конструктивном уголке: конструирование, обыгрывание построек.
Выкладывание из геометрических фигур, ниток, бросового материала. |
3 неделя
«Стройка. Профессии на стройке. Трудовые действия» |
Рисование
«На стройке»
Аппликация
«Мы строим дом»
(блочный) |
Пальчиковая гимнастика
«Пальчики строители»
«Расскажи стихи руками» -
«Каменщик»
Самомассаж - «Пила»,«Клещи» |
|
4 неделя
«Наша Армия» |
Рисование
«Военная техника»
Ручной труд (крупа)
«Парусник» |
Пальчиковая гимнастика
«Пальчики - солдатики идут на парад»
«Расскажи стихи руками» - «Бравые солдаты» Раскрашивание техники, моделирование техники.
Изготовление поделок из природного материала. |
Складывание поделок из бумаги: самолёт, лодка, пароход и т.д.
Рисование на песке. |
3 квартал
март
|
1 неделя
«Весна. Приметы весны. Прилёт птиц» |
Рисование
«Первые проталины»
Лепка из пластилина, с использованием перьев и бросового материала
«Птичка в гнезде» |
Пальчиковая гимнастика
«Скок — поскок»
Имитация руками действий птиц.
Самомассаж, с использованием природного материала. |
Выкладывание на панно
весенних сюжетов.
Пазлы, разрезные картинки.
Рисование через копирку и кальку, раскраски.
Изготовление птиц из бросового материала. |
2неделя
«Комнатные растения» |
Рисование
«Аспарагус»
Аппликация, с использованием бархатной самоклейки
«Фиалка» |
Пальчиковая гимнастика
«Капли»
Показать разные части растений с отличиями друг от друга.
«Расскажи стихи руками» - «Кактусы» |
Сортировка открыток с видами комнатных и садовых растений.
Рисование на песке,
Разрезные картинки,
выкладывание из ниток,
бантиков и т.д. |
3 неделя
«Речные, озёрные и аквариумные рыбы » |
Рисование
Аппликация
«Аквариум» |
Пальчиковая гимнастика
«Рыбка»
Имитация руками действий рыб, показать их особенности строения. |
Выкладывание из ракушек, скорлупы,
ниток и т.д.
Рисование рыбок, морского дна. |
4 неделя
«Наш город» |
Рисование
«Моя улица»
Конструирование из строительного и бросового материала «Дома и здания нашего микрорайона» |
Пальчиковая гимнастика
«Дом и ворота»
Самомассаж, с использованием мелкого строителя. |
|
апрель
|
1 неделя
«Откуда пришёл хлеб?» |
Рисование
коллаж
«Как хлеб растёт»
Лепка из солёного теста
«Испекли мы каравай» |
Пальчиковая гимнастика
«Каша»
Самомассаж, с использованием различных круп. |
Постройки из конструкторов разного вида и обыгрывание построек. Рисование сказочных замков.
Работа с планами и лабиринтами. |
2неделя
«Космос» |
Рисование
«Летим в космос»
Аппликация
«Космос» |
Пальчиковая гимнастика
«На ракете звуковой»
Загадывание загадок, с использованием движения рук и пальцев. |
Приготовление печенья.
Игры с колосками, с песком и землёй.
Раскраски. Выкладывание на панно сюжетов по теме. |
3 неделя
«Весенние сельскохозяйственные работы » |
Рисование
«Как мы растим рассаду»
Лепка
«Что можно вырастить из рассады» |
Пальчиковая гимнастика
«Теремок»
Самомассаж - «Тесто»
Имитация работы сельскохозяйственных инструментов |
Выкладывание из геометрических фигур,
постройки космических кораблей.
Обводки, раскраски. |
4 неделя
«Почта» |
Рисование
«Что можно послать по почте»
Аппликация
«Поздравительная открытка ко дню рождения» |
Пальчиковая гимнастика
«Всё на почте есть друзья...»
Самомассаж, с использованием упаковочного материала.
Печатание на клавиатуре. |
Изготовление атрибутов к сюжетно-ролевой игре «Почта» Придумывание рисунка для поздравительных открыток
Упаковка меленьких подарочков. |
май
|
1 неделя
«Правила дорожного движения» |
Рисование
«Знаки дорожного движения»
Аппликация
коллаж
«Внимание — дорога» |
Регулировка руками.
Рисование пальцем в воздухе
дорожных знаков.
«Расскажи стихи руками» -
«Машины |
Игры с мелкими машинками.
Моделирование машинок.
Придумывание дорожных знаков и их изготовление. |
2неделя
«Насекомые. Полевые цветы» |
Рисование
«Первые цветы»
Аппликация
«Бабочки на лугу»
(фантики) |
Пальчиковая гимнастика
«Пчелиный улей»
Загадывание загадок, с использованием движения рук и пальцев. |
Изготовление насекомых из бросового материала.
Выкладывание мозаики.
Рисование резинками.
Оригами — цветы, птицы, звери |
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ПО РАЗВИТИЮ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ
С ДЕТЬМИ 5 – 6 ЛЕТ
С ОПОРОЙ НА ЛЕКСИЧЕСКИЕ ТЕМЫ (Н.В. Нищевой)
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО РАЗВИТИЮ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ С ДЕТЬМИ 6 – 7 ЛЕТ
|
Лексическая тема. |
Совместная деятельность педагога с детьми по изо деятельности. |
Пальчиковые игры и гимнастика, изображение руками и пальцами забавных фигурок, «Расскажи стихи руками» |
Совместная и индивидуальная деятельность детей
и педагога. |
1 квартал
октябрь |
1 неделя
«Овощи. Труд взрослых на полях и огородах» |
Ленка из солёного теста
«Овощной магазин»
Рисование
«Овощной прилавок»
(акварель и восковые мелки) |
Пальчиковая гимнастика
«Созрели овощи на грядках»»
Определение овощей на ощупь. |
Приготовление овощного салата.
Вырезывание картинок овощей для коллажа.
Обводки, штриховки, раскраски.
Сортировка овощей.
Рисование на песке. |
2неделя «Фрукты. Труд взрослых в садах» |
Рисование
«Фруктовый сад»
Аппликация, с использованием ниток и крупы
«Наливные яблочки» |
Самомассаж кистей рук и пальцев при помощи твёрдых овощей.
Пальчиковая гимнастика
«Раз, два, три, четыре, пять -
будем фрукты собирать»
Определение фруктов на ощупь. Самомассаж кистей рук и пальцев при помощи Су – Джок шаров |
Приготовление фруктового салата.
Вырезывание картинок фруктов для коллажа.
Обводки, штриховки, раскраски.
Рисование на песке. |
3 неделя
«Грибы, ягоды. Сбор грибов» |
Рисование книжки
«Ягоды, растущие в наших лесах»
Ручной труд из природного материала
«Грибной лес» |
Пальчиковая гимнастика
«Поищу на грядке я»
«Грибы»
Самомассаж кистей рук и пальцев при помощи природного материала. |
Нанизывание рябины на проволоку — бусы, браслеты.
Лепка грибов.
Обводки, штриховки, раскраски.
Выкладывание из геометрических форм. |
4 неделя
«Перелётные птицы. Водоплавающие птицы. Подготовка к отлёту» |
Рисование по сказке
«Серая шейка»
Лепка из солёного теста
«Лебединое озеро»
|
Пальчиковая гимнастика
«Эта птичка — соловей...»
Самомассаж кистей рук и пальцев при помощи верёвочек.
Изображение руками разных частей тела птиц. |
Изготовление птиц из природного и бросового материала.
Раскраски, обводки и штриховки. Рисование пальцами. Выкладывание нитками, полосками. |
ноябрь
|
1 неделя
«Поздняя осень» |
Рисование
«Деревья поздней осенью»
(разные породы деревьев)
Ручной труд из природного материала
«Осенние мотивы» |
Пальчиковая гимнастика
«Если листья пожелтели»
Самомассаж кистей рук и пальцев при помощи шишек.
«Расскажи стихи руками» -
«Первый снег» |
Вырезывание картинок для коллажа «Символы осени»
Обводки, штриховки, раскраски.
Сортировка природного материала.
Поделки из шишек и желудей. |
2неделя
«Домашние животные и их детёныши. Содержание домашних животных осенью» |
Рисование
«Кошка с котятами»
(тычком)
Аппликация из полосок
«Кот и мыши»
|
Пальчиковая гимнастика
«Я в деревне отдыхаю»
Определение на ощупь маленьких фигурок животных.
Самомассаж кистей рук и пальцев при помощи Су – Джок шаров. |
Вырезывание картинок домашних животных и выкладывание на панно сюжетной картинки.
Обводки, штриховки, раскраски.
Рисование на крупе.
Лепка домашних любимцев. |
3 неделя
«Дикие животные и их детёныши. Подготовка животных к зиме» |
Рисование
«Весёлые медвежата»
Лепка
«Дикие животные, обитающие в наших лесах» |
Пальчиковая гимнастика
«Есть у каждого свой дом»
Определение на ощупь маленьких фигурок животных.
Самомассаж кистей рук и пальцев при помощи Су – Джок колец. |
Вырезывание картинок диких животных и выкладывание на панно сюжетной картинки. Обводки, штриховки, раскраски. Выкладывание животных из пуговиц и ниток. |
4 неделя
«Осенняя одежда, обувь, головные уборы. Материалы, из которых они сделаны» |
Рисование
«Для любимой мамы»
«Что носит мой папа»
(по выбору)
Аппликация
коллаж
«Что мы носим осенью» |
Пальчиковая гимнастика
«Раз, два, три, четыре, пять — будем вещи мы стирать»
Определение на ощупь различных материалов.
Самомассаж кистей рук и пальцев при помощи Су – Джок колец. |
Вырезывание одежды из журналов мод.
Работа с тканью и иголкой.
Обводки, штриховки, раскраски.
Нанизывание бусинок на проволоку, нитки.
Шнуровки. |
2 квартал
декабрь
|
1 неделя
«Зима. Зимние месяца. Зимующие птицы. Дикие животные зимой» |
Рисование
«Вот и зима пришла»
Аппликация
«Зима» (крупа, самоклейка, макарон-ные изделия) |
Пальчиковая гимнастика
«Ветер холодный пригнал облака»
Самомассаж кистей рук и пальцев при помощи круп (перловки, фасоль, гречи) |
Вырезывание зимних картинок и выкладывание на панно сюжетной картинки.
Изготовление снежков из ваты. |
2неделя
«Мебель. Назначение мебели, части предметов мебели, материалы» |
Рисование
«Я — дизайнер»
Ручной труд из бросового материала
«Мебель»
|
Пальчиковая гимнастика
«Эту мебель надо знать»
Определение на ощупь предметов из разных материалов. Самомассаж кистей рук и пальцев при помощи Су – Джок колец. |
Обводки, штриховки, раскраски.
Конструирование, используя различный строительный и бросовый материал. |
3 неделя
«Посуда. Виды посуды, материалы» |
Лепка
«Гжельский сервиз»
Рисование
«Роспись гжельского сервиза» |
Пальчиковая гимнастика
«Мы с мамой в магазине посуду покупали» Определение на ощупь детской посуды, её материала. |
Вырезывание картинок различной посуды и сортировка её по видам.
Обводки, штриховки, раскраски. |
4 неделя
«Новый год» |
Рисование
«Приглашение на ёлку»
Лепка из солёного теста
«Новогодний подсвечник» |
Пальчиковая гимнастика
«Раз, два, три, четыре, пять -будем ёлку украшать»
Самомассаж кистей рук и пальцев при помощи новогодней мишуры. |
Вырезывание снежинок.
Изготовление украшений для группы и дома.
Игры с ватой, поролоном.
Пальчиковый театр - «Новогодний сюрприз» |
|
3 неделя
«Транспорт. Виды транспорта, профессии на транспорте, трудовые действия» |
Рисование
«Машина будущего»
Аппликация
«Машины разные бывают»
|
Пальчиковая гимнастика
«Ракеты летают, плывут корабли»
Определение на ощупь маленьких машинок.
Самомассаж кистей рук и пальцев при помощи Су Джок шаров. |
Вырезывание картинок различных видов транспорта и выкладывание на панно сюжетной картинки.
Обводки, штриховки, раскраски. Шнуровки. |
4 неделя
«Профессии. Трудовые действия»
» |
Рисование
«Строительная техника»
Ручной труд
«Аптечка доктора Айболита» |
Пальчиковая гимнастика
«Повар»
Определение на ощупь различных предметов.
«Покажи руками» - трудовые действия разных профессий. |
Обводки, штриховки, раскраски.
Рисование на песке резинками.
Изготовление поделок из бросового материала. |
февраль
|
1 неделя
«Инструменты |
Рисование книжки
«Инструменты бывают разные»
Аппликация коллаж
«Умелые руки» |
Пальчиковая гимнастика
«Молоток, рубанок, шило»
Определение на ощупь различных игрушечных инструментов. |
Обводки, штриховки, раскраски.
Закручивание шурупов,
забивание гвоздей и т.д.
Изготовление поделок. |
2неделя
«Животный мир жарких стран, их повадки, детёныши» |
Рисование по трафарету
«Зоопарк»
Лепка
«Кого я видел в зоопарке»
|
Пальчиковая гимнастика
«Если в жаркую страну, я случайно попаду»
Определение на ощупь маленьких фигурок животных. |
Вырезывание картинок животных жарких стран и выкладывание на панно сюжетной картинки. Обводки, штриховки, раскраски. Рисование на крупе. |
3 неделя
«Комнатные растения, размножение и уход за ними» |
Рисование с натуры
«Традесканция»
Аппликация
коллаж
«Что нужно для растений» |
Пальчиковая гимнастика
«Я знаю пять названий комнатных растений»
Самомассаж кистей рук и пальцев при помощи песка.
«Покажи руками» - части растений. |
Вырезывание картинок комнатных растений для коллажа.
Рисование на крупе.
Лепка и выкладывание из семян на пластине. |
4 неделя
«Животный мир морей и океанов. Речные и аквариумные рыбы» |
Рисование
«Дельфины в море»
Лепка на пластине
«Морское дно»
|
Пальчиковая гимнастика
«Акула»
Самомассаж кистей рук и пальцев при помощи ракушек.
«Расскажи стихи руками» - «Подводная страна |
Изготовление поделок из бросового материала
Обводки, штриховки, раскраски. Рисование на песке. Выкладывание из ракушек, ниток и круп. |
1 неделя
«Ранняя весна. Весенние месяца. Мамин праздник» |
Рисование
«Ветка мимозы»
Ручной труд
«Подарок для мамы» |
Пальчиковая гимнастика
«Снова солнце в небе улыбнётся» Самомассаж кистей рук и пальцев при помощи крупы (греча, фасоль) |
Изготовление подарков для мам и бабушек.
Рисование на крупе.
Бусы из макаронных изделий. |
2неделя
«Наша Родина Россия. Столица Родины - Москва» |
Рисование
Часы на Спасской башне»
Аппликация
коллаж
«Символы России» |
Пальчиковая гимнастика
«Город — это улицы, проспекты и дома»
Самомассаж кистей рук и пальцев при помощи Су – Джок колец. |
Вырезывание картинок
с видами Москвы и выкладывание их на панно.
Раскраски. |
3 неделя
«Родной город» |
Рисование
«Въездные ворота»
Ручной труд
«Фонтан «Солнце» |
Пальчиковая гимнастика
«Люблю по городу гулять»
Самомассаж кистей рук и пальцев при помощи бросового материала |
Изготовление альбома
«Наша страна»
Конструирование с опорой на образцы дворцов Ломоносова.
Раскраски. |
апрель
|
1 неделя
«Книжкина неделя» |
Рисование по сказке
«Конёк - горбунок»
Ручной труд
«Книжки - малышки» |
Пальчиковая гимнастика
«Я знаю пять названий... (сказок)»
Определение на ощупь маленьких сказочных героев.
Самомассаж кистей рук и пальцев при помощи Су – Джок колец. |
Починка книжек.
Рисование на песке.
Изготовление театров для фланелеграфа.
Пальчиковый театр |
2неделя
«Перелёт птицы весной» |
Рисование
«Скворцы прилетели»
Лепка
«Ласточка» |
Пальчиковая гимнастика
«Из дальних стран...»
Самомассаж кистей рук и пальцев при помощи Су – Джок шара. |
Вырезывание картинок перелётных птиц для коллажа.
Раскраски. Рисование на крупе. Лепка птиц. |
3 неделя
«Скоро в школу. Школьные принадлежности» |
Рисование
«Ранец для школы»
Аппликация
коллаж
«Что нам нужно в школе» |
Пальчиковая гимнастика
«Я за лето подрасту »
Определение на ощупь письменных принадлежностей.
Самомассаж кистей рук и пальцев при помощи карандашей. |
Выкладывание из ниток, полосок, крупы, пуговиц, палочек букв и цифр.
Шаблоны, обводки, штриховки, раскраски.
Рисование резинками.
Сортировка школьных принадлежностей. |
4 неделя
«Растения и животные весной» |
Рисование
«Первые листочки»
Аппликация из мятой бумаги»
«Одуванчики» |
Пальчиковая гимнастика
«Весна»
Самомассаж кистей рук и пальцев при помощи природного материала.
«Покажи руками» - забавные зверюшки. |
Вырезывание весенних картинок и выкладывание на панно сюжетной картинки.
Рисование на крупе.
Лепка животных.
Пальчиковый театр. |
май
|
1 неделя
«Первые весенние цветы» |
Рисование
«Фиалочки для мамочки»
Лепка на пластине
«Первые цветы» |
Пальчиковая гимнастика
«Мы цветочки посчитаем»
Самомассаж кистей рук и пальцев при помощи смятой бумаги.
«Расскажи стихи руками» - «Фиалка» |
Изготовление цветов — оригами.
Выкладывание цветов из ниток, семян и плодов.
Рисование на ткани.
Посадка цветов на клумбах. |
2неделя
«Поздняя весна» |
Рисование
«Куст сирени»
Аппликация, с использованием фантиков, крупы, бархатной самоклейки и т.д.
«На лугу» |
Пальчиковая гимнастика
«Раз, два, три, четыре, пять -
насекомых надо знать »
Определение на ощупь бросового материала.
Самомассаж кистей рук и пальцев при помощи крупы. |
Обводки, штриховки, раскраски.
Рисование на крупе.
Изготовление поделок из фантиков, бусинок и ниток.
Пальчиковый театр |