Меньшова Елена Александровна, воспитатель МБДОУ №44

Педагогическая технология «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста на этапе подготовки к школе».

 

 «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев»

В.А.Сухомлинский.

 

Актуальность.

 

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Ребенок, у которого этот уровень достаточно высокий, умеет логически рассуждать, у него хорошо развиты память и внимание, связная речь, он может приступать
к приобретению навыков письма.

В настоящее время у многих детей наблюдается недостаточная сформированность к школьному обучению.

Главная причина кроется в снижении уровня развития кистевой моторики у детей. Этому способствует современный уровень научно-технического прогресса. Родителям проще посадить ребенка у телевизора, чем заняться с ним полезной деятельностью, в виде игры (например: перебрать рис, горох, разложить карандаши, порисовать, полепить и т.д.). Это касается так же и бытовой стороны жизни ребенка. Родителям всегда некогда и не каждый взрослый ждет, пока ребенок самостоятельно умоется, оденется, зашнурует ботинки или застегнет пуговицы. Последнее время родители забыли, что такое колыбельная или сказка, прочитанная на ночь и тем более игра с пальчиками, ладошками, их значение не осмысляются взрослыми. Родители видят в них развлекательные, а не развивающие, оздоровительные воздействия.

Таким образом, у большинства современных детей мелкие движения пальцев перестают играть главенствующую роль, а это отрицательно сказывается на общем развитии, развитии речи, мышления ребенка, вызывая трудности в старшем дошкольном возрасте, а затем и в школе в овладении письмом, счетом и являются причиной появления вторичных психологических расстройств и школьной дезадаптации.

Актуальности решения вопросов развития детской руки способствует то, что для успешного обучения в школе ребенок должен не только легко и без напряжения говорить, но и выполнять письменные работы. Доказано, что формирование устной речи ребенка начинается тогда, когда движение пальцев рук достигает достаточной точности, что несовершенство тонкой двигательной координации кистей и пальцев рук не дает ребенку овладеть письмом, рисованием и другими важными в учебном процессе навыками. Поэтому так необходимо с раннего возраста заниматься развитием руки малыша через организацию самообслуживания, разных видов продуктивной деятельности, специальных игр и упражнений.

Как воспитатель группы старшего дошкольного возраста, я вижу актуальность данной проблемы на современном этапе при подготовке дошкольников к письму. Общаясь с преподавателями начальных классов, выяснилось, что на первом этапе обучения, дети часто испытывают затруднения с письмом: быстро устает рука, теряется рабочая строчка, не получается правильное написание букв. Эти затруднения обуславливаются неразвитостью мелкой моторики пальцев руки и недостаточной сформированностью зрительно-двигательной координации.

Изучив опыт работы по данной проблеме, я пришла к выводу, что работа по развитию мелкой моторики должна базироваться на комплексном подходе – сочетании развития речи, физкультминуток, пальчиковых и игровых упражнений.

Доказано, что от степени сформированности мелкой моторики зависит и уровень развития речи. Они влияют друг на друга. Манипулятивная деятельность стимулирует речевое развитие, а использование речевого материала развивает артикуляционную моторику. Координация движений способствует выработке гибкости, точности движений, развитию глазомера. Все это повышает работоспособность коры головного мозга, активизируют мыслительную деятельность и головоломки с использованием счетных палочек. Так как основным видом деятельности дошкольников является игра, и все задания, упражнения носят игровой характер.

Данной проблемой занимался ряд педагогов и психологов. М.М.Кольцова в своих работах отмечает: «Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук».

Л.В.Фомина на основе проведенных опытов и обследований большого количества детей выявила следующую закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие; хотя общая моторика при этом может быть в норме и даже выше нормы.

Выдающийся педагог В.А.Сухомлинский отмечал: «Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках пальцев». Это совершенно справедливо, ведь кисть руки имеет наибольшее представительство в моторной зоне коры головного мозга.

Немецкий философ Кант говорил, что «Рука является вышедшим наружу головным мозгом». Тесная взаимосвязь больших полушарий с нервными окончаниями, заложенными в кистях рук и подушечках пальцев, доказывает, что утомление мышц рук называется торможением ЦНС и наоборот.

Работы В.М.Бехтерева так же доказали влияние манипуляции рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи «Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит – развивать речь ребенка.

Психологи и педагоги (А. Н. Леонтьев, А. М. Фонарев, С. Л. Новоселова, Н. М. Аксарина, В. В. Гербова, Л. Н. Павлова) отмечают, что знание законов развития эмоциональной и психической жизни ребенка позволяет грамотно строить свое взаимодействие с ребенком, а следовательно, обеспечить ему радость бытия и познания мира.

Работа по данной технологии проходила в три этапа:

1этап:

Диагностический этап

· проведение диагностики мелкой моторики по возрастам (3-6 лет) по методике Н.О. Озерецкого; Приложение 1

· обработка первичных данных;

· определение уровня развития мелкой моторики рук каждого ребёнка  и речевого развития на момент обследования;

· анализ диагностики;

· анализ индивидуальных рекомендаций по развитию мелкой моторики детей.

1.1.Анализ развития мелкой моторики у детей:

1.2 Анализ речевого развития

Диагностические материалы

В старшей группе от начала к концу года снижается число с низким уровнем (от 38 до 21%), увеличивается число детей со средним (от 32 до 44%) и высоким (от 30 до 35%) уровнями развития мелкой моторики. Приложение 2

В подготовительной группе в начале года показатели почти на прежнем уровне: с низким уровнем – 17%, со средним – 43%, с высоким – 40%. В конце года результаты диагностики лучше: с высоким уровнем – 70%, со средним – 20%, с низким лишь 10% .

Приложение 3

Таким образом, сравнительный анализ показывает, что дети старшей группы, на начало года, имеют наиболее низкие показатели развития мелкой моторики. Так как дети переходят в логопедическую группу №3 на два года и имеют нарушения в речи, то развитию мелкой моторики рук уделяется большое значение, как педагогом, так и учителем – логопедом.

Этот факт говорит о необходимости проведения последовательной и систематической работы по развитию мелкой моторики рук у детей, и начинать эту работу необходимо с раннего возраста.

1.3.Анализ работы с родителями (законными представителями)

Осуществлялся на основании: наблюдений, анкетирования, бесед, открытых мероприятий для родителей.

Вывод: по результатам анализа работы с родителями (законными представителями) видна положительная динамика заинтересованности семьи к проблеме взаимосвязи развития мелкой моторики руки и речи ребенка. После системной работы с родителями (законными представителями), семья стала принимать активное участие в изготовлении игр, пособий по развитию мелкой моторики руки ребенка, представлять отчеты о проделанной работе дома. Активно делиться опытом семьи с другими родителями.

1.4.Анализ Предметно - развивающей среды, созданной с учетом совершенствования интегрированных качеств ребенка и основанный на основных принципах её построения (безопасность, доступность, многофункциональность, эстетичность, индивидуальность, учет зоны ближайшего развития, подготовка к школе), показал возможность реализации развития и совершенствования речи ребенка по средствам развития мелкой моторики руки.

Вывод: необходима работа по развитию мелкой моторики руки ребенка, т.к. это способствует развитию речи и ее совершенствованию.

Содержание моей работы отражает интеграцию многих образовательных областей:

1. Области «Физическое развитие» - утренняя гимнастика, физкультминутки, пальчиковые игры, физические упражнения;

2.Область «Художественно – эстетическое развитие» - детские поделки, рисунки;

3.Область «Речевое развитие» - стихи, загадки, скороговорки, мирилки, дразнилки и т.д.

4.Область «Познавательное развитие» - использование счетного материала, ознакомление с окружающим, экспериментальная деятельность и т.д.;

5.Область «Социально - коммуникативное» - общение детей во время игровой деятельности

Итогом моей работы над данной технологией стали тематические игровые комплексы (10-15 минут), которые проводились с детьми в утренние часы, перед обедом, на прогулке, в вечерний отрезок времени, в организованной образовательной деятельности, в свободной деятельности детей и состоят из следующих видов деятельности:

1. Массаж кистей рук с использование чистоговорок, скороговорок.

2. Пальчиковая гимнастика с элементами логоритмики.

3. Работа с различным материалом (семена, счетные палочки, бумага, тестопластика, шнурки и т.д.)

4. Игры на координацию движений (с резиновыми и тряпочными мячами, магнитными удочками).

5. Различные лабиринты.

6. Копирование узоров, рисунков или работа в прописях.

 

2этап:

Постановка цели.

Цель работы: создание условий, способствующих развитию мелкой моторики рук для подготовки детей дошкольного возраста к обучению в школе.

Задачи:

Развитие и совершенствование речи детей посредством развития мелкой моторики руки.

Совершенствовать знания игр и упражнений для тренировки пальцев с речевой деятельностью, развитие точечных умений пальцев рук.

Закреплять представления о предметах, совершенствовать способность к обобщению и классификации, продолжать знакомить с качественными признаками предмета.

Совершенствовать активную речь детей, познавательную активность, психические процессы: память, внимание, мышление, зрительное и слуховое восприятие, воображение посредством развития мелкой моторики пальцев и кистей рук.

Воспитывать интерес к речетворчеству, народному фольклору, через пальчиковые игры, формировать положительный эмоциональный настрой.

Обогатить предметно – развивающую среду, способствующую всестороннему развитию детей и развитию мелкой моторики рук.

Продолжать работу по повышению педагогической компетентности родителей в вопросе подготовке детей к школьному обучению через развитие мелкой моторики руки.

 

3 этап.

Вся работа по технологии «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста  на этапе подготовки к школе» строилась по четырем блокам:

I блок.

Пальчиковые упражнения

 

Развитие мелкой моторики руки ребенка

Развитие речи ребенка

Массаж, самомассаж

Речевое сопровождение, способствует развитию артикуляционного аппарата, пополнение словаря ребенка глаголами

Статические упражнения (кольцо, коза, заяц, пальчики дружат и т.д.)

Развитие артикуляционного аппарата, развитие психических процессов (памяти, воображения, мышления)

Упражнения направленные на координацию движения (кулак-ребро-ладонь; Ножницы-собака-лошадь; и т.д.

Развитие артикуляционного аппарата, развитие психических процессов (памяти, воображения, мышления).

Пальчиковая гимнастика (Семья, Пекарь, Пальчики дружат и т.д.)

Развитие психических процессов (памяти, воображения, мышления), воспитывается желание использовать в речи средства интонационной выразительности, развивается умение чистого произношения звуков (при многократном повторении), закрепление фольклорных и литературных текстов.

Гимнастика с предметами (грецкий орех, карандаш, мяч с шипами, тряпочки или вата и т.д.)

II блок.

Пальчиковые игры

Развитие мелкой моторики руки ребенка

Развитие речи ребенка

Без предметов: рисунки в воздухе

( пальцем, ладонью), расскажи сказку, расскажи стихи руками и т.д.

Развитие психических процессов (памяти, воображения, мышления), воспитывается желание использовать в речи средства интонационной выразительности, развивается умение чистого произношения звуков (при многократном повторении), закрепление фольклорных и литературных текстов.

С атрибутами: пальчиковый театр, платочки, резиночки, перчатки.

Развитие психических процессов (памяти, воображения, мышления), воспитывается желание использовать в речи средства интонационной выразительности, развивается умение чистого произношения звуков (при многократном повторении).

С предметами:

кубики, счетные палочки, крупа, вода, нитки, шнурки, прищепки, пальчиковый бассейн крышки, пробки и т.д.

Развитие психических процессов, активация словаря детей. Обогащение речи детей глаголами, прилагательными, речевыми оборотами.

III блок.

Творческий

 

Развитие мелкой моторики руки ребенка

Развитие речи ребенка

работа с  пластилином, соленым тестом

Развитие психических процессов (памяти, воображения, мышления), воспитывается желание использовать в речи средства интонационной выразительности, развивается умение чистого произношения звуков (при многократном повторении).. Обогащение речи детей глаголами, прилагательными, речевыми оборотами, применение синонимов, антонимов. Формирование связной, описательной речи.

работа с бумагой, картон, гофра, салфетки, ткань разной текстуры, вата

работа с природным и бросовым материалом: желуди, шишки, орехи (грецкие, фундук), скорлупу от орехов, веточки, почки, речной песок, глина, листья, крупа (манная, гречневая, горох, бобы, фасоль и пр), макаронные изделия, бусинки, пуговицы, крышки, яичная скорлупа и т.д.

Конструирование из разных видов конструкторов.

IV блок.

Веселый карандашик (подготовка руки к письму)

Развитие мелкой моторики руки ребенка

Развитие речи ребенка

знакомство с тетрадью;

Развитие психических процессов (памяти, воображения, мышления, зрительное восприятие), умение работать по инструкции. Обогащение словаря детей: понятия учебной деятельности.

Формирование связной, описательной речи.

ориентировка в пространстве листа;

графические диктанты;

копирование (по точкам).

контур предмета (обведи рисунок, соедини по точкам);

дорисовка (по принципу симметрии);

волшебные узоры.

лабиринты.

штриховка

Результаты:

Дети стали включать в самостоятельные игры элементы упражнений и игры на мелкую моторику, с речевым сопровождением.

Речь детей стала более активной. Положительная динамика в развитии диалогической и монологической речи.

Дети активно включаются в различные виды детской деятельности, достаточно сформированы такие психические процессы как внимание, мышление, память и т.д.

За счет введения блока работы «Подготовка руки детей к письму», дети стали увереннее держать карандаш, ориентироваться на листе бумаги, выполнять действия по инструкции, состоящей из 2-х, 3-х элементов.

Благодаря информационно – просветительской работе среди родителей удалось: повысить компетентность родителей по данной проблеме, привлечь родителей к изготовлению оборудования и дидактического материала для группы, использование данных пособий и в домашних условиях, уделять больше внимание развитию мелкой моторики руки в семье, через продуктивные виды деятельности – рисование, лепка, конструирование, аппликация.

Среда группы обогатилась различными элементами игр и пособий на развитие мелкой моторики, способствующими развития интегративных качеств дошкольников.

Перспективы на будущее.

В перспективе мы планируем:

- продолжать начатую работу над темой: «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста на этапе подготовки к школе».

- обогащать предметно – развивающую среду нетрадиционными играми и пособиями для развития мелкой моторики рук.

- используемые нами формы и методы работы с родителями (законными представителями).

- продолжать работу по данному направлению со специалистами МБДОУ: инструктором по физической культуре, музыкальным руководителем, педагогом дополнительного образования.

Используемая литература

1. Бардышева Т. Ю. Здравствуй, пальчик. Пальчиковые игры. – М.: «Карапуз», 2007.

2. Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М.: ТЦ Сфера, 2006.

3. Бот О. С. Формирование точных движений пальцев у детей с общим недоразвитием речи // Дефектология. - 1983. - N1.

4. Смирнова Е.А. Система развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста – СПб: ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС»,2013.

5. Максимова Е.А.,  Готовим пальчики к письму: развивающая программа по подготовке к школе. – М: Обруч, 2011

6. Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. – СПб: Изд. дом «Литера», 2006.

7. Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. – СПб: Изд. дом «Литера», 2007.

8. Лопухина И. С. Логопедия – речь, ритм, движение: Пособие для логопедов и родителей. – СПб: ИЧП «Хардфорд», 1996.

9. Мельникова А. А. Мы охотились на льва. Развитие моторики. М.: «Карапуз», 2006.

10.Османова Г.А.. Новые игры с пальчиками для развитие мелкой моторики: Картотека пальчиковых игр. – СПб.:КАРО, 2014

11.Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. – СПб: Корона-Век, 2007.

12.Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь – СПб: ИЧП «Хардфорд», 1996.

13.Османова Г.А.. Превращение ладошки:Играем и развиваем мелкую моторику. – СПб.: КАРО, 2013.

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО РАЗВИТИЮ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ С ДЕТЬМИ 5 – 6 ЛЕТ

 

Месяц

Лексическая тема.

Совместная деятельность педагога с детьми по изо деятельности.

Пальчиковые игры и гимнастика, изображение руками и пальцами забавных фигурок, «Расскажи стихи руками»

Совместная и индивидуальная деятельность детей

и педагога.

1 квартал

октябрь

 

1 неделя

 «Осень»

Рисование

«Осеннее дерево»

(листья тычком)

Аппликация из природного материала

«Осеннее дерево» - мальчики;

«Букет цветов» - девочки.

Пальчиковая гимнастика

«Стоит тополёк»

«Покажи руками» - деревья, части дерева; назвать и показать отличия разных пород.

«Расскажи стихи руками» - заучивание стихотворения

«Осинка»

Работа с природным материалом: поделки, выкладывания, нанизывание плодов на проволоку.

Выкладывание осенних сюжетов на фланелеграфе.

Зарисовки после прогулки.

2неделя

«Овощи. Огород»

Рисование

книжки — малышки

«Загадки и отгадки»

Лепка

«Корзинка с овощами»

Пальчиковая гимнастика

«Хозяйка с базара пришла»

«Покажи руками» - отобразить форму, размер, особенности овощей. Самомассаж ладоней

«Тёрка»

Приготовление винегрета.

Обводки, раскраски, штриховки.

Подготовка к празднику осени.

3 неделя

«Фрукты. Сад »

Лепка из солёного теста

Рисование - раскрашивание

«Фрукты»

Пальчиковая гимнастика

«Яблоня»

Загадывание загадок, используя движение рук и пальцев.

Приготовление фруктового салата.

Лепка, вырезание фруктов.

Раскраски, обводки.

4 неделя

«Лес. Грибы,

 ягоды »

Рисование

«В лес по ягоды, грибы»

Ручной труд из природного материала

«Дары леса»

Пальчиковая гимнастика

«Ягодка для пальчика»

Массаж рук и пальцев, используя природный материал.

«Покажи руками» - корзинка,

дерево, грибочки.

Поделки из природного материала. Рисование на песке.

Сортировка плодов деревьев и кустарников.

Выкладывание из ниток.

ноябрь

 

1 неделя

«Одежда»

Рисование

«Журнал мод»

Аппликация из ткани

«Украсим одежду»

Пальчиковая гимнастика

«Моя семья»

Дифференциация одежды:

пальцы правой руки — летняя одежда, левой — тёплая, меховая и т.д.

Игра «Оденем куклу»

Украшение одежды.

Игры с нитками, пуговицами, аксессуарами.

2неделя

«Обувь»

Рисование

«Туфли для золушки» - девочки;

«Сапоги — скороходы» мальчики

Аппликация коллаж

«Обувь»

Пальчиковая гимнастика

«Пальчики играют в футбол»

Перечисление обуви, с использованием пальцев

правая рука — обувь для девочек, левая — для мальчиков

Шнуровки, завязывание шнурков на бантик.

Разрезные картинки.

Рисование обуви (придумывание моделей)

Выкладывание из ниток, крупы и т.д.

3 неделя

«Игрушки»

Лепка

Рисование - роспись

«Дымковская кукла»

Пальчиковая гимнастика

«Покажи игрушки»

Массаж пальцев и кистей рук, с использованием мелких игрушек.

Выкладывание мозаики, пазлов, из палочек.

Роспись дымковской куклы.

Рисование резинками.

4 неделя

«Посуда»

Рисование коллективное

«Роспись сервиза»

Лепка из сдобного теста

«Печенье к чаю»

«Покажи руками» - разные виды посуды.

Массаж кистей рук и пальцев, с использованием скалки.

Лепка посуды и её украшение.

Изготовление посуды из бросового материала (скорлупы,  плодов, фантиков и т.д.)

2 квартал

декабрь

 

1 неделя

«Зима. Зимующие птицы»

Рисование (восковые мелки, тычком)

Аппликация (обрыв бумаги)

«Ели в снегу»

Пальчиковая гимнастика

«Воробьи»

«Расскажи стихи руками» - «Пирог»

Игры со снегом.

Выкладывание птиц из геометрических фигур,

мозаики, ниток.

Вырезывание снежинок.

Рисование на песке.

2неделя

«Домашние животные зимой»

Рисование тычком

«Пудель»

Аппликация (крупа)

«Наши любимцы»

Пальчиковая гимнастика

«Бурёнушка»

«Покажи руками» - особенности внешнего вида, повадки своих питомцев.

Работа с лабиринтами, планами. Обводки, штриховки, раскраски, пазлы.

Игры с мелкими игрушками «На ферме»

Рисование через кальку и копирку.

3 неделя

«Дикие животные зимой »

Рисование книжки — малышки

«Кто как зимует»

Лепка коллективная

«Звери в лесу»

Пальчиковая гимнастика

«Сидит белка»

«Покажи руками» - зайка, волк, лиса.

Самомассаж «Бежали ножки по дорожке»

Лепка из разного материала. Игры с мелкими игрушками  «Зоопарк»

Подготовка украшений для группы и детского сада. Работа с обводками, раскрасками,  штриховками. Выкладывание зимних картинок на панно.

4 неделя

«Новый год»

Рисование

«Пригласительная открытка»

Ручной труд (полоски бумаги)

«Новогодние фонарики» 

Пальчиковая гимнастика

«На ёлке»

«Покажи руками» - ёлочные игрушки.

Самомассаж, с использованием смятой бумаги, ваты и поролона.

Рисование через кальку, раскрашивание.

Выкладывание из палочек, геометрических фигур, ниток.

Работа с планами.

 

2неделя

«Мебель,

части мебели»

Рисование

«Отгадай загадку и нарисуй»

Конструирование из строительного и бросового материала

«Моя комната»

«Покажи руками» - предметы мебели, части мебели.

Самомассаж, с использованием строительного материала.

Изготовление поделок из мелкого конструктора, бросового материала.

Зарисовка поделок.

3 неделя

«Грузовой и пассажирский транспорт»

Рисование

«Машины на нашей улице»

Аппликация

«Весёлый поезд»

Пальчиковая гимнастика

«Замок» 

Самомассаж «Маленькие, да удаленькие», с использованием мелких машинок.

Выкладывание из палочек и геом. Фигур.

Изготовление атрибутов к сюжетно-ролевой игре «Автобус» Игры с мелкими машинками. Работа с планами и картами.

Раскраски и штриховки.

4 неделя

«Профессии на транспорте»

Рисование

«Кому, что нужно»

(предметы трудовой деятельности)

Лепка

«Груз для машины»

Выкладывание палочек, перечисляя виды транспорта и кто на нём работает.

Самомассаж, с использованием бросового материала.

Стирка кукольного белья, уборка в игровых уголках.

Изготовление украшений для группы.

февраль

 

1 неделя

«Детский сад. Профессии, трудовые действия»

Рисование

коллаж  «Детский сад»

Лепка «Моя любимая игрушка в детском саду»

Пальчиковая гимнастика

«Наша группа»

«Покажи руками» - трудовые  действия сотрудников детского сада.

Работа в уголке рукоделий: нанизывание бусинок, пуговиц, завязывание ленточек и бантиков и т.д

Выкладывание мозаики, из бросового материала.

2неделя

«Ателье. Швея. Закройщица. Трудовые действия»

Рисование

«Мы модельеры»

Ручной труд

«Знакомство с иглой. Работа с тканью»

Пальчиковая гимнастика

«Напёрсток»

Имитация работы с иглой, ножницами.

Самомассаж, с использованием пуговиц.

Игры в конструктивном уголке: конструирование, обыгрывание построек.

Выкладывание из геометрических фигур, ниток, бросового материала.

3 неделя

«Стройка. Профессии на стройке. Трудовые действия»

Рисование

«На стройке»

Аппликация

«Мы строим дом»

(блочный)

Пальчиковая гимнастика

«Пальчики строители»

«Расскажи стихи руками» -

«Каменщик»

Самомассаж - «Пила»,«Клещи»

4 неделя

«Наша Армия»

Рисование

«Военная техника»

Ручной труд (крупа)

«Парусник»

Пальчиковая гимнастика

«Пальчики - солдатики идут на парад»

«Расскажи стихи руками» - «Бравые солдаты» Раскрашивание техники, моделирование техники.

Изготовление поделок из природного материала.

Складывание поделок из бумаги: самолёт, лодка, пароход и т.д.

Рисование на песке.

3 квартал

март

 

1 неделя

«Весна. Приметы весны. Прилёт птиц»

Рисование

«Первые проталины»

Лепка из пластилина, с использованием перьев и бросового материала 

«Птичка в гнезде»

Пальчиковая гимнастика

«Скок — поскок»

Имитация руками действий птиц.

Самомассаж,  с использованием природного материала.

Выкладывание на панно

весенних сюжетов.

Пазлы, разрезные картинки.

Рисование через копирку и кальку, раскраски.

Изготовление птиц из бросового материала.

2неделя

«Комнатные растения»

Рисование

«Аспарагус»

Аппликация, с использованием бархатной самоклейки

«Фиалка»

Пальчиковая гимнастика

«Капли»

Показать разные части растений с отличиями друг от друга.

«Расскажи стихи руками» - «Кактусы»

Сортировка открыток с видами комнатных и садовых растений.

Рисование  на песке,

Разрезные  картинки,

выкладывание из ниток,

бантиков и т.д.

3 неделя

«Речные, озёрные и аквариумные рыбы »

Рисование

Аппликация

«Аквариум»

Пальчиковая гимнастика

«Рыбка»

Имитация руками действий рыб, показать их особенности строения.

Выкладывание из ракушек, скорлупы,

ниток и т.д.

Рисование рыбок, морского дна.

4 неделя

«Наш город»

Рисование

«Моя улица»

Конструирование из строительного и бросового материала  «Дома и здания  нашего микрорайона»

Пальчиковая гимнастика

«Дом и ворота»

Самомассаж, с использованием мелкого строителя.

апрель

 

1 неделя

«Откуда пришёл хлеб?»

Рисование

коллаж

«Как хлеб растёт»

Лепка из солёного теста

«Испекли мы каравай»

Пальчиковая гимнастика

«Каша»

Самомассаж, с использованием различных круп.

Постройки из конструкторов разного вида и обыгрывание построек. Рисование сказочных замков.

Работа с планами и лабиринтами.

2неделя

«Космос»

Рисование

«Летим в космос»

Аппликация

«Космос»

Пальчиковая гимнастика

«На ракете звуковой»

 Загадывание загадок, с использованием движения рук и пальцев.

Приготовление печенья.

Игры с колосками, с песком и землёй.

Раскраски. Выкладывание на панно сюжетов по теме.

3 неделя

«Весенние сельскохозяйственные работы »

Рисование

«Как мы растим рассаду»

Лепка

«Что можно вырастить из рассады»

Пальчиковая гимнастика

«Теремок»

Самомассаж - «Тесто»

Имитация работы сельскохозяйственных инструментов

Выкладывание из геометрических фигур,

постройки  космических кораблей.

Обводки,  раскраски.

4 неделя

«Почта»

Рисование

«Что можно послать по почте»

Аппликация

«Поздравительная открытка ко дню рождения»

Пальчиковая гимнастика

«Всё на почте есть друзья...»

Самомассаж, с использованием упаковочного  материала.

Печатание на клавиатуре.

Изготовление атрибутов к сюжетно-ролевой игре «Почта» Придумывание рисунка для поздравительных открыток

Упаковка меленьких подарочков.

май

 

1 неделя

«Правила дорожного движения»

Рисование

«Знаки дорожного движения»

Аппликация

коллаж

«Внимание — дорога»

Регулировка руками.

Рисование пальцем в воздухе

дорожных знаков.

«Расскажи стихи руками» -

«Машины

Игры с мелкими машинками.

Моделирование машинок.

Придумывание дорожных знаков и их изготовление.

2неделя

«Насекомые. Полевые цветы»

Рисование

«Первые цветы»

Аппликация

«Бабочки на лугу»

(фантики)

Пальчиковая гимнастика

«Пчелиный улей»

 Загадывание загадок, с использованием движения рук и пальцев.

Изготовление насекомых из бросового материала.

Выкладывание мозаики.

Рисование резинками.

Оригами — цветы, птицы, звери

 

 

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ПО РАЗВИТИЮ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ

С ДЕТЬМИ 5 – 6 ЛЕТ

С  ОПОРОЙ НА ЛЕКСИЧЕСКИЕ ТЕМЫ (Н.В. Нищевой)

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО РАЗВИТИЮ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ С ДЕТЬМИ 6 – 7 ЛЕТ

Лексическая тема.

Совместная деятельность педагога с детьми по изо деятельности.

Пальчиковые игры и гимнастика, изображение руками и пальцами забавных фигурок, «Расскажи стихи руками»

Совместная и индивидуальная деятельность детей

и педагога.

1 квартал

октябрь

1 неделя

«Овощи. Труд взрослых на полях и огородах»

Ленка из солёного теста

«Овощной магазин»

Рисование

«Овощной прилавок»

(акварель и восковые мелки)

Пальчиковая гимнастика

«Созрели овощи на грядках»»

Определение овощей на ощупь.

Приготовление овощного салата.

Вырезывание картинок овощей для коллажа.

Обводки, штриховки, раскраски.

Сортировка овощей.

Рисование на песке.

2неделя «Фрукты. Труд взрослых в садах»

Рисование

«Фруктовый сад»

Аппликация, с использованием ниток и крупы

«Наливные  яблочки»

Самомассаж кистей рук и пальцев при помощи твёрдых овощей.

Пальчиковая гимнастика

«Раз, два, три, четыре, пять -

будем фрукты собирать»

Определение фруктов  на ощупь. Самомассаж кистей рук и пальцев при помощи Су – Джок шаров

Приготовление фруктового салата.

Вырезывание картинок  фруктов для коллажа.

Обводки, штриховки, раскраски.

Рисование на песке.

3 неделя

«Грибы, ягоды. Сбор грибов»

Рисование книжки

«Ягоды, растущие в наших лесах»

Ручной труд из природного материала

«Грибной лес»

Пальчиковая гимнастика

«Поищу на грядке я»

«Грибы»

Самомассаж кистей рук и пальцев при помощи природного материала.

Нанизывание рябины на проволоку — бусы, браслеты.

Лепка грибов.

Обводки, штриховки, раскраски.

Выкладывание из геометрических форм.

4 неделя

«Перелётные птицы. Водоплавающие птицы. Подготовка к отлёту»

Рисование по сказке

«Серая шейка»

Лепка из солёного теста

«Лебединое озеро»

 

 

Пальчиковая гимнастика

«Эта птичка — соловей...»

Самомассаж кистей рук и пальцев при помощи верёвочек.

Изображение руками разных частей тела птиц.

Изготовление птиц из природного и бросового материала.

Раскраски, обводки и штриховки. Рисование пальцами. Выкладывание нитками, полосками.

ноябрь

 

1 неделя

«Поздняя осень»

Рисование

«Деревья поздней осенью»

(разные породы деревьев)

Ручной труд из природного материала

«Осенние мотивы»

Пальчиковая гимнастика

«Если листья пожелтели»

Самомассаж кистей рук и пальцев при помощи шишек.

«Расскажи стихи руками» -

«Первый снег»

Вырезывание картинок  для коллажа «Символы осени»

Обводки, штриховки, раскраски.

Сортировка природного материала.

Поделки из шишек и желудей.

2неделя

«Домашние животные и их детёныши. Содержание домашних животных осенью»

Рисование

«Кошка с котятами»

(тычком)

Аппликация из полосок

«Кот и мыши»

 

 

Пальчиковая гимнастика

«Я в деревне отдыхаю»

Определение на ощупь маленьких фигурок животных.

Самомассаж кистей рук и пальцев при помощи Су – Джок шаров.

Вырезывание картинок домашних животных и выкладывание на панно сюжетной картинки.

Обводки, штриховки, раскраски.

Рисование на крупе.

Лепка домашних любимцев.

3 неделя

«Дикие животные и их детёныши. Подготовка животных к зиме»

Рисование

«Весёлые медвежата»

Лепка

«Дикие животные, обитающие в наших лесах»

Пальчиковая гимнастика

«Есть у каждого свой дом»

Определение на ощупь маленьких фигурок животных.

Самомассаж кистей рук и пальцев при помощи Су – Джок колец.

Вырезывание картинок диких животных и выкладывание на панно сюжетной картинки. Обводки, штриховки, раскраски. Выкладывание животных из пуговиц и ниток.

4 неделя

«Осенняя одежда, обувь, головные уборы. Материалы, из которых они сделаны»

Рисование

«Для любимой мамы»

«Что носит мой папа»

(по выбору)

Аппликация

коллаж

«Что мы носим осенью»

Пальчиковая гимнастика

«Раз, два, три, четыре, пять — будем вещи мы стирать»

Определение на ощупь различных материалов.

Самомассаж кистей рук и пальцев при помощи Су – Джок колец.

Вырезывание одежды из журналов мод.

Работа с тканью и иголкой.

Обводки, штриховки, раскраски.

Нанизывание бусинок на проволоку, нитки.

Шнуровки.

2 квартал

декабрь

 

1 неделя

«Зима. Зимние месяца. Зимующие птицы. Дикие животные зимой»

Рисование

«Вот и зима пришла»

Аппликация

«Зима» (крупа, самоклейка, макарон-ные изделия)

Пальчиковая гимнастика

«Ветер холодный пригнал облака»

Самомассаж кистей рук и пальцев при помощи круп (перловки, фасоль, гречи)

Вырезывание зимних картинок и выкладывание на панно сюжетной картинки.

Изготовление снежков из ваты.

2неделя

«Мебель. Назначение мебели, части предметов мебели, материалы»

Рисование

«Я — дизайнер»

Ручной труд из бросового материала

«Мебель»

 

Пальчиковая гимнастика

«Эту мебель надо знать»

Определение на ощупь предметов из разных материалов. Самомассаж кистей рук и пальцев при помощи Су – Джок колец.

Обводки, штриховки, раскраски.

Конструирование, используя различный строительный и бросовый материал.

3 неделя

«Посуда. Виды посуды, материалы»

Лепка

«Гжельский сервиз»

Рисование

«Роспись гжельского сервиза»

Пальчиковая гимнастика

«Мы с мамой в магазине посуду покупали» Определение на ощупь детской посуды, её материала.

Вырезывание картинок  различной посуды и сортировка её по видам.

Обводки, штриховки, раскраски.

4 неделя

«Новый год»

Рисование

«Приглашение на ёлку»

Лепка из солёного теста

«Новогодний подсвечник»

Пальчиковая гимнастика

«Раз, два, три, четыре, пять -будем ёлку украшать»

Самомассаж кистей рук и пальцев при помощи новогодней мишуры.

Вырезывание снежинок.

Изготовление украшений для группы и дома.

Игры с ватой, поролоном.

Пальчиковый театр - «Новогодний сюрприз»

 

 

 

3 неделя

«Транспорт. Виды транспорта, профессии на транспорте, трудовые действия»

Рисование

«Машина будущего»

Аппликация

«Машины разные бывают»

 

 

Пальчиковая гимнастика

«Ракеты летают, плывут корабли»

Определение на ощупь маленьких машинок.

Самомассаж кистей рук и пальцев при помощи Су Джок шаров.

Вырезывание картинок различных видов транспорта и выкладывание на панно сюжетной картинки.

Обводки, штриховки, раскраски. Шнуровки.

4 неделя

«Профессии. Трудовые действия»

»

Рисование

«Строительная техника»

Ручной труд

«Аптечка доктора Айболита»

Пальчиковая гимнастика

«Повар»

Определение на ощупь различных предметов.

«Покажи руками» - трудовые действия разных профессий.

Обводки, штриховки, раскраски.

Рисование на песке резинками.

Изготовление поделок из бросового  материала.

февраль

 

1 неделя

«Инструменты

Рисование книжки

«Инструменты бывают разные»

Аппликация коллаж

«Умелые руки»

Пальчиковая гимнастика

«Молоток, рубанок, шило»

Определение на ощупь различных игрушечных инструментов.

Обводки, штриховки, раскраски.

Закручивание шурупов,

забивание гвоздей и т.д.

Изготовление поделок.

2неделя

«Животный мир жарких стран, их повадки, детёныши»

Рисование по трафарету

«Зоопарк»

Лепка

«Кого я видел в зоопарке»

 

Пальчиковая гимнастика

«Если в жаркую страну, я случайно попаду»

Определение на ощупь маленьких фигурок животных.

Вырезывание картинок  животных жарких стран и выкладывание на панно сюжетной картинки. Обводки, штриховки, раскраски. Рисование на крупе.

3 неделя

«Комнатные растения, размножение и уход за ними»

Рисование с натуры

«Традесканция»

Аппликация

коллаж

«Что нужно для растений»

Пальчиковая гимнастика

«Я знаю пять названий комнатных растений»

Самомассаж кистей рук и пальцев при помощи песка.

«Покажи руками» - части растений.

Вырезывание картинок комнатных растений для коллажа.

Рисование на крупе.

Лепка и выкладывание из семян на пластине.

4 неделя

«Животный мир морей и океанов. Речные и аквариумные рыбы»

Рисование

«Дельфины в море»

Лепка на пластине

«Морское дно»

 

 

Пальчиковая гимнастика

«Акула»

Самомассаж кистей рук и пальцев при помощи ракушек.

«Расскажи стихи руками» - «Подводная страна

Изготовление поделок из бросового материала

Обводки, штриховки, раскраски. Рисование на песке. Выкладывание из ракушек, ниток и круп.

1 неделя

«Ранняя весна. Весенние месяца. Мамин праздник»

Рисование

«Ветка мимозы»

Ручной труд

«Подарок для мамы»

Пальчиковая гимнастика

«Снова солнце в небе улыбнётся» Самомассаж кистей рук и пальцев при помощи крупы (греча, фасоль)

Изготовление подарков для мам и бабушек.

Рисование на крупе.

Бусы из макаронных изделий.

2неделя

«Наша Родина Россия. Столица Родины - Москва»

Рисование

Часы на Спасской башне»

Аппликация

коллаж

«Символы России»

Пальчиковая гимнастика

«Город — это улицы, проспекты и дома»

Самомассаж кистей рук и пальцев при помощи Су – Джок колец.

Вырезывание картинок

с видами Москвы и выкладывание их на панно.

Раскраски.

3 неделя

«Родной город»

Рисование

«Въездные ворота»

Ручной труд

«Фонтан «Солнце»

Пальчиковая гимнастика

«Люблю по городу гулять»

Самомассаж кистей рук и пальцев при помощи бросового материала

Изготовление альбома

«Наша страна»

Конструирование с опорой на образцы дворцов Ломоносова.

Раскраски.

апрель

 

1 неделя

«Книжкина неделя»

Рисование по сказке

«Конёк - горбунок»

Ручной труд

«Книжки - малышки»

Пальчиковая гимнастика

«Я знаю пять названий... (сказок)»

Определение на ощупь маленьких сказочных героев.

Самомассаж кистей рук и пальцев при помощи Су – Джок колец.

Починка книжек.

Рисование на песке.

Изготовление театров для фланелеграфа.

Пальчиковый театр

2неделя

«Перелёт птицы весной»

Рисование

«Скворцы прилетели»

Лепка

«Ласточка»

Пальчиковая гимнастика

«Из дальних стран...»

Самомассаж кистей рук и пальцев при помощи Су – Джок шара.

Вырезывание картинок перелётных птиц для коллажа.

Раскраски. Рисование на крупе. Лепка птиц.

3 неделя

«Скоро в школу. Школьные принадлежности»

Рисование

«Ранец для школы»

Аппликация

коллаж

«Что нам нужно в школе»

Пальчиковая гимнастика

«Я за лето подрасту »

Определение на ощупь письменных принадлежностей.

Самомассаж кистей рук и пальцев при помощи карандашей.

Выкладывание из ниток, полосок, крупы, пуговиц, палочек букв и цифр.

Шаблоны, обводки, штриховки, раскраски.

Рисование резинками.

Сортировка школьных принадлежностей.

4 неделя

«Растения и животные весной»

Рисование

«Первые листочки»

Аппликация из мятой бумаги»

«Одуванчики»

Пальчиковая гимнастика

«Весна»

Самомассаж кистей рук и пальцев при помощи природного материала.

«Покажи руками» - забавные зверюшки.

Вырезывание весенних картинок и выкладывание на панно сюжетной картинки.

Рисование на крупе.

Лепка животных.

Пальчиковый театр.

май

 

1 неделя

«Первые весенние цветы»

Рисование

«Фиалочки для мамочки»

Лепка на пластине

«Первые цветы»

Пальчиковая гимнастика

«Мы цветочки посчитаем»

Самомассаж кистей рук и пальцев при помощи смятой бумаги.

«Расскажи стихи руками» - «Фиалка»

Изготовление цветов — оригами.

Выкладывание цветов из ниток, семян и плодов.

Рисование на ткани.

Посадка цветов на клумбах.

2неделя

«Поздняя весна»

Рисование

 «Куст сирени»

Аппликация, с использованием фантиков, крупы,  бархатной самоклейки и т.д.

«На лугу»

Пальчиковая гимнастика

«Раз, два, три, четыре, пять -

насекомых надо знать »

Определение на ощупь бросового материала.

Самомассаж кистей рук и пальцев при помощи крупы.

Обводки, штриховки, раскраски.

Рисование на крупе.

Изготовление поделок из фантиков, бусинок и ниток.

Пальчиковый театр

18 февраля 2021 в 15:13

Прикреплённые файлы:

Документ: Педагогическая технология «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста на этапе подготовки к школе».

Описание файла:

Файл называется: prilozhenie-2_csgb0.docx

Это официальный файл организации «Меньшова Елена Александровна, воспитатель МБДОУ №44», в нём содержится Педагогическая технология «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста на этапе подготовки к школе»..

Размер файла: 0,06 Мегабайт. Скачать файл


Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.